Войти в почту

Генеральские амбиции. К чему приводит раздача высших офицерских званий?

Буквально из ничего в СМИ и соцсетях России началась дискуссия по поводу ситуации со званием Владимира Путина и неуёмной жаждой российских чиновников и силовиков к получению высших офицерских званий.

Генеральские амбиции. К чему приводит раздача высших офицерских званий?
© Русская Планета

Отвечая на вопросы журналистов, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что глава государства «многократно» заслужил генеральские погоны.

«Наверняка, президент это звание заслужил многократно, но это не является для него приоритетом. Работает он президентом, и очень много дел у него. Он же не является кадровым офицером, он сосредотачивается на других вопросах. По-моему, он полковник в запасе», — сказал Песков

Напомним, что по линии КГБ/ФСБ Путин дослужился до полковника. 5 июля 1998 года будущий российский лидер был назначен на должность директора Федеральной службы безопасности, предполагавшей наличие генеральских звёзд, либо их выдачу.

Однако, как сообщил сам Путин в ходе прямой линии в декабре 2011 года, он отказался от повышения в звании, которое предложил ему Борис Ельцин. Правда, судя по контексту сказанного, речь шла о присвоении звания генерала армии.

«Я сказал Борису Николаевичу, что в своё время я покинул военную организацию и считаю нецелесообразным в нее возвращаться. Я родом из этой организации, и давайте я буду первым невоенным директором Федеральной службы безопасности. Я помню, он удивился и сказал: «Ну ладно», — рассказал Путин

В августе 1999 года он занял премьерское кресло, а 31 декабря того же года приступил к управлению всем государством в должности и. о. президента. В марте Путин стал народно избранным президентом, что автоматически предполагает должность Верховного Главнокомандующего.

Из хронологии карьерного взлёта российского лидера следует, что ему не было особого смысла добиваться получения генеральского звания ни в 1998 году, ни позже. Зачем оно может понадобиться сейчас — тоже не очень понятно, но Песков счёл нужным акцентировать внимание на том, что Путин «многократно» его заслужил.

Правда, в этом контексте необходимо отдать должное скромности российского лидера. Обладая фактически безграничной властью, он отказался от присвоения своей персоне высших государственных и военных регалий, как это делали руководители советского государства и восточные диктаторы.

Путин поступил хитрее. Президент пустился во все тяжкие с одариванием своих приближённых. 18 февраля, в преддверии Дня защитника Отечества, генеральские звёзды получили 26 человек.

Одним из громких распоряжений Путина последних лет стало присвоение звания генерал-майора юстиции официальному представителю Следственного комитета Светлане Петренко, ранее спокойно работавшей на этой должности с погонами полковника

Генеральские звания чаще всего присваиваются силовикам за 50 лет. Как правило, это не только результат кулуарных интриг. Это долгий и тяжёлый путь, сопряжённый либо с риском для жизни, либо с проявлением особых интеллектуальных качества, которые позволяют эффективно бороться с криминалом и обеспечивать безопасность страны.

Петренко — 46 лет. Она работает намного лучше своего предшественника Владимира Маркина, тоже, кстати, генерал-майора. Другое дело, что пресс-служба не является первостепенной структурой в составе СК и любого другого ведомства.

Её функционал — сбор, обработка информации, уменьшения негатива в публичном пространстве, подготовка материалов для СМИ и взаимодействие с прессой.

В принципе такую работу могли бы прекрасно выполнять гражданские, имеющие профильное юридическое образование или знакомые со спецификой деятельности правоохранительных органов. PR — совсем не та работа, за которую имеет смысл раздавать высшие офицерские звания.

Один из самых молодых бумажных генералов России — Ирина Волк, официальный представитель МВД 1977 год рождения. Погоны генерал-майора она получила от Путина год назад.

При ней МВД превратилось в более открытую правоохранительную структуру, но вновь повторимся — вклад в PRведомства необязательно оценивать генеральскими званиями, которых часто не получают люди, реально рискующие жизнью и не видящие своих семей по нескольку месяцев.

Практика поощрения с помощью раздачи генеральских погон существует достаточно давно. Так, в 2015 голу звание генерала армии (!) получил Виктор Золотов, бывший охранник Путина

На тот момент он занимал должность первого замминистра внутренних дел, позже стал директором Росгвардии. Основная специализация работы Золотова не была связана ни с МВД, ни с армией. Он трудился в Федеральной службе охраны (ФСО) и руководителем Службы безопасности президента.

В какой-то степени профессия Золотова, конечно, предполагала риск для жизни и здоровья. Однако она не имела никакого отношения к Вооружённым силам. Золотов нигде не воевал, не работал на штабных должностях, не руководил войсковыми группировками.

Ещё раньше Золотова генеральские погоны появились на плечах Сергея Шойгу. По какому-то недоразумению в 1990-е годы сама должность главы МЧС предполагала присвоение генеральского звания. Из-за кулуарных интриг Борис Ельцин не пошёл на такой шаг, но в 2003 году Шойгу отыграл своё, получив заветные звёзды по указу Путина

Да, с 2012 года Шойгу трудится министром обороны и с его фигурой связано немало положительных перемен. Однако неужели для того, чтобы толковый управленец мог более-менее эффективно руководить ведомством, ему обязательно нужны генеральские погоны и награды?

Можно понять, если бы Шойгу получил генеральское звание в нынешнем статусе (хотя, например, на Западе почти все министры обороны — исключительно гражданские), но это произошло в 2003 году с человеком, который закончил военную кафедру.

Анализируя вышеизложенное, уместно принять ряд законодательных ограничений на присвоение генеральских званий.

Во-первых, необходимо ликвидировать практику присвоения высших званий под должности вроде министра или начальника пресс-службы. Во-вторых, расширить количество гражданских должностей в силовых ведомствах. В-третьих, запретить президенту присваивать звание генерала армии лицам, не служившим непосредственно в ВС в течение как минимум 10-15 лет.

В будущем имеет смысл распогонить Минюст, ФСИН и МЧС, за некоторым разумным исключением. Нынешняя ситуация с раздачей генеральских погон способствует обесцениванию их важности и значения. Как и государственные награды, они должны быть не поощрением за лояльность, а привилегией за особые заслуги перед Отечеством.