Войти в почту

«Всесоюзный шпион»: новые беспилотники НАТО заступили на дежурство

Вслед за январским размещением разведывательно-ударных беспилотников MQ-9 «Reaper» на базе в Румынии НАТО ввело в строй эскадрилью тяжелых высотных разведывательных беспилотников RQ-4D «Phoenix». По словам генсека НАТО Йенса Столтенберга, большинство полетов этих машин будет осуществляться вдоль восточных и южных границ Альянса. Что представляют собой «Фениксы» и какие возможности это даст членам блока, разобрал независимый военный обозреватель Александр Ермаков.

«Всесоюзный шпион»: новые беспилотники НАТО заступили на дежурство
© Евразия Эксперт

Сицилийские «Фениксы»

Как сообщил 15 февраля главком объединенных сил НАТО в Европе, генерал ВВС США Тод Уолтерс, общесоюзная эскадрилья тяжелых высотных разведывательных беспилотников RQ-4D «Phoenix» достигла начальной оперативной готовности. Церемония на сицилийской авиабазе Сигонелла ознаменовала окончание более чем десятилетнего трудного процесса приобретения Альянсом американских беспилотников в общесоюзное пользование. Меморандум о взаимопонимании в рамках реализации «программы наблюдения НАТО за наземной обстановкой» (Alliance Ground Surveillance, AGS) был подписан пятнадцатью странами (хотя пользоваться результатами разведки смогут все, «вложилась» только половина участников Альянса) еще в сентябре 2009 г., а итальянская авиабаза и американский Northrop Grumman RQ-4B «Global Hawk» были выбраны еще раньше.

В тот момент планировалось получить дроны в 2012 г., но бюрократия, общая медлительность и бедность большинства европейских военных и трудности с сертификацией беспилотника для полетов в гражданском европейском воздушном пространстве (похоронившие, например, отдельные немецкие попытки купить себе «Global Hawk») затянули процесс. Первый «европеец» был собран в 2015 г.

Рис. 1. БПЛА RQ-4D «Phoenix».

Технические возможности

В целом машина, получившая индекс RQ-4D и имя «Phoenix», соответствует поздней модификации «Global Hawk» – версии Block 40 – с входящим в комплектацию дополнительным оборудованием, в частности, радаром бокового обзора, обеспечивающим всепогодную разведку. Базовую машину можно кратко описать как «беспилотный U-2» – высотный стратегический разведчик.

«Сокол» может выполнять полет длительностью до полутора суток на высоте 18 км, которая обеспечивает широкий обзор, позволяющий вести разведку вглубь территории стран, не пересекая их границ. Дальность полета позволяет за один вылет из Сицилии (где базируются американские машины) посещать Закавказье, потом облететь побережье Краснодарского края, Крым, Донбасс, причем зачастую пролетая вдоль границ не по разу, а делая петли (см. пример трассы рядового полета на рис. 2). Высота полета также делает бессмысленными попытки помешать разведке со стороны истребителей-перехватчиков ПВО: современный истребитель, конечно, может забраться на 17-18 км, но эта высота для него «некомфортна», требует полета на форсаже и на значительно большей скорости, чем у похожего на планер RQ-4.

Испытания RQ-4D длились достаточно долгое время. За этот период хотелось бы отметить такой примечательный факт: первый полет под управлением операторов из Сицилии состоялся за два года до перелета первого из пяти заказанных беспилотников из Штатов. Спутниковой связи, по большому счету, все равно, откуда получать команды.

Заказанные «Phoenix» перелетели на Сицилию с ноября 2019 г. по ноябрь 2020 г. Тренировки личного состава и подготовка инфраструктуры (постоянные, а не временные ангары планируется достроить только в следующем году) заняла еще какое-то время и статус «начальной оперативной готовности» – в западной военной терминологии это способность соединением выполнять самые базовые боевые задачи – был присвоен только сейчас.

Рис. 2. Источник: @wipljw

Территориальный охват

Выбор южной Италии в качестве базы для «общеальянсовских» разведчиков неслучаен: оттуда достаточно удобно летать сразу в целый ряд интересующих НАТО регионов. Во-первых, это юг России, Черное море, Украина, Закавказье. Не так далеко и до Калининграда, Беларуси и западной границы России. Во-вторых, можно летать и на Ближний Восток. В-третьих, в Африку. К слову, в одном из первых «рабочих» полетов RQ-4D направился в сторону Ливии, где велики европейские интересы.

Пять машин позволят НАТО организовать только их силами непрерывное круглосуточное наблюдение в любом соседнем регионе.

И без того у границ Калининграда и над Черным морем почти постоянно находятся американские или европейские (зачастую английские, но тут возможны варианты) разведывательные самолеты. И хотя реакция Москвы на них уже не столь болезненная, как раньше, черные самолеты с крестами не будут желанными или зваными гостями.

С другой стороны, поделать с этим нечего – попытки вытеснения обычными истребителями только позабавят гостей, а сбивать неживую машину над нейтральным (или вовсе чужим) воздушным пространством – повод для «ястребов» среди ее владельцев снять сливки с дипломатического скандала и получить одобрение или финансирование на еще более вредную деятельность. Хорошим ответом была бы аналогичная регулярная разведывательная работа с российской стороны – как имеющимися крупными пилотируемыми разведчиками, так и доведение до серии собственных аналогов RQ-4, которые пока находятся в разработке.

Александр Ермаков, независимый военный обозреватель