Войти в почту

Арденнский выступ. Какое значение имел немецкий контрудар?

В начале декабря западных СМИ и экспертном сообществе вновь разгорелись дискуссии относительно Арденнской операции, в ходе которой американо-британские формирования потерпели первое и последнее ощутимое поражение от вермахта.

Арденнский выступ. Какое значение имел немецкий контрудар?
© Русская Планета

Точное количество жертв в этом сражении сложно оценить. Официальные данные США говорят о том, что со стороны союзников погибли около 20 тыс. человек, почти все они американцы. Однако современная историческая наука сходится на мнении о 28 тыс. убитых и 20 тыс. пропавших без вести. Безвозвратные немецкие потери оцениваются в 20 тыс.

Бельгийские Арденны стали вторым по-настоящему тяжёлым испытанием для американской армии после высадки во французской Нормандии 6 июня 1944 года, где тысячи необстрелянных призывников погибли от немецких снарядов и пуль, не успев даже высадиться на побережье.

Попытка создать второй Дюнкерк

Напомним, что Арденнское сражение началось в середине декабря 1944 года. В Соединённых штатах эта операция получила наименование «Битва за выступ» («The Battle of the Bulge»). Под ним имеется в виду своеобразный пятачок в американо-британской обороне, который располагался в труднодоступной горно-лесистой местности Бельгии.

Первые удары, прорвавшие оборону союзников, нанесли 6-я танковая армия Йозефа (Зеппа) Дитриха и 5-я танковая армия Хассо фон Мантойфеля. Наиболее умело действовали части Дитриха. Под прикрытием прожекторов на позиции американцев проникли немецкие пехотинцы, следом пошли в наступление гусеничные монстры и самоходки.

Благодаря успешным атакам была окружена и уничтожена 106-я пехотная дивизия США, а те, кто выжили, попали в немецкий плен. Огромные потери понесли 28-я пехотная и 7-я бронетанковая дивизии, 101-я воздушно-десантная дивизия и другие части ВС Соединённых Штатов.

Как считают историки, замысел Адольфа Гитлера состоял в том, чтобы снова овладеть Антверпеном, важнейшим портом в Западной Европе, и рассечь группировку союзников. Попавшие в окружение войска планировалось разгромить, повторив финальный эпизод Дюнкерка (май-июнь 1940 года).

Данный взгляд на планы Гитлера основан на записи в дневнике генерала люфтваффе Вернера Крейпе, принимавшего участие в совещаниях в Главной ставке нацистского диктатора.

«Решение Гитлера, контрнаступление из Арденнов, цель — Антверпен... Разбить место «стыковки» американцев и англичан, новый Дюнкерк...», — зафиксировал Крейпе.

Конечно, в глаза бросается нереалистичность амбиций нацистского вождя. К концу 1944 года военная машина Третьего рейха понесла чудовищные человеческие и материальные потери, лишившись почти всей прежней кадровой армии.

В бой шли в основном плохообученные рекруты, ополчение и фанатики из СС. Сильной стороной вермахта оставался старший офицерский корпус, но профессиональное качество солдат, сержантов и младшего командного состава находилось примерно на уровне Красной армии начала 1942 года.

Естественно, что в такой ситуации было сложно ожидать от гитлеровцев мощных контрударов. Почему же Арденнская операция на начальном этапе всё же привела к серьёзным достижениям вермахта?

Успех немцев под Арденнам объясняется не только отчаянной наглостью и талантом полководцев Третьего рейха. Немцы удачно воспользовались лесистой местностью Бельгии, которая скрывала перемещение войск. Дополнительным негативным фактором для союзников стала облачность, которая затрудняла воздушную разведку.

Передвижение гитлеровцев не проходило полностью незаметным для командования союзников. Например, американская контрразведка получала тревожные сведения по поводу возросшего объёма железнодорожных перевозок в Германии. Однако американо-британские генералы не воспринимали эти донесения всерьёз.

Верховный главнокомандующий экспедиционными силами в Европе Дуайт Эйзенхауэр в своих воспоминаниях утверждал, что прекрасно знал направление удара Третьего рейха под Арденнами.

В западных источниках даже бытует версия о том, что немцев якобы специально заманили вглубь обороны, дав возможность «неожиданно» напасть. Тем не менее адекватная часть зарубежного экспертного сообщества признаёт, что в реальности американо-британские формирования были застигнуты врасплох.

В своих интервью и мемуарах Эйзенхауэр явно лукавил, пытаясь сохранить имидж великого полководца и героя Второй мировой войны. Определёнными сведениями он, безусловно, обладал, но, как и остальные генералы, сильно недооценил противника.

Споры о роли Красной армии

Чтобы сдержать продвижение вермахта, американцы были вынуждены успешно стягивать резервы в Бельгию. Самые кровопролитные боевые действия развернулись в районе города Бастонь, где располагался перекрёсток стратегически важных дорог.

Американцам нужно отдать должное: они достаточно быстро отошли от шока первых поражений и храбро обороняли полуокружённый город. К католическому Рождеству наступление немцев захлебнулось. Дальше всех формирований Третьего рейха продвинулась 2-я танковая дивизия, входившая в 5-ю танковую армию Мантойфеля, но она едва не угодила в котёл.

Удача отвернулась от вермахта по ряду причин. Историки полагают, что ключевую роль сыграла тяжёлая ситуация в Венгрии, а точнее — в районе Будапешта, где гитлеровцев активно теснила Красная армия.

Гитлеру пришлось перебрасывать дополнительные войска на юго-восток. В частности, фюрер вывел из боя лучшее оперативное объединение — 6-ю танковую армию Дитриха. В результате хватка Третьего рейха в Арденнах заметно ослабла, и в начале января 1945 года баланс сил изменился в пользу союзников.

В России принято считать, что существенный вклад в «спасение» американцев под Арденнами внесли Висло-Одерская и Восточно-Прусская стратегические наступательные операции, которые стартовали 12 и 13 января 1945 года соответственно. Однако такое утверждение противоречит объективным данным и элементарной логике.

Вермахт начал переброску войск к восточным границам Германии только 16 января. К этому моменту союзники уже успешно вытесняли гитлеровцев из Бельгии. Удары советских войск, безусловно, осложнили положение группировки вермахта в районе Арденн, но критического значения не имели.

В России в подтверждении версии о том, что Красная армия якобы «спасла» американцев и англичан часто приводятся выдержки из «отчаянных» писем Уинстона Черчилля Иосифу Сталину, хотя ничего необычного в них британский премьер-министр не просил.

В сущности, Черчилль пытался уточнить дальнейшие планы Москвы на Восточном фронте и параллельно просил ускорить наступление, понимая, что любая серьёзная военная активность Красной армии априори снижает потери союзников, не знавших по большому счёту горечи крупных поражений и чудовищных жертв, в том числе среди гражданского населения.

«Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января и в любые другие моменты, о которых Вы, возможно, пожелаете упомянуть», — говорил в одном из писем Черчилль.

К сожалению, при обсуждении Арденнской операции в нашей стране с советских времён продолжают звучать злорадные высказывания. Дескать, американцы — наивные, простодушные и не очень удачливые вояки, умудрившиеся к тому же пропустить на финальном этапе войны мощный контрудар от ослабленной немецкой военной машины.

Скорее всего, в основе этого взгляда — обида на союзников за запоздалое, с нашей точки зрения, открытие второго фронта и разработку операции «Немыслимое», предполагавшую войну с Красной армией, в том числе с использованием нацистских формирований.

Действительно, поводов для какой-то особой симпатии к американо-британским войскам у СССР (России) не было и не может быть, но зачем заниматься столь нелепым мифотворчеством и коверкать историческую истину?

Тем более у нашей страны масса поводов для гордости. По сравнению с тем, что происходило под Москвой, подо Ржевом, в Сталинграде, на Курской дуге, на подступах к Ленинграду, Арденнская операция представляет собой незначительное локальное боестолкновение.