Какие русские бомбы остановят колонну «Абрамсов» 

Какие русские бомбы остановят колонну «Абрамсов»
Фото: Свободная пресса
Американское издание The National Interest, исходя из принципа «война — это коммерческое мероприятие», посчитало затратность нанесения ракетно-бомбовых ударов и пришло в ужас. Для уничтожения какого-нибудь «джихад-мобиля» стоимостью в 15 тыс. долларов зачастую расходуются высокоточные ракеты, цена которых в среднем полмиллиона долларов. Даже самое дешевое средство нанесения высокоточных авиационных ударов по наземным целям — планирующая бомба GBU-39 — обходится в 70 тыс. долларов. Так и разориться недолго.
А вот у русских TNI обнаружил бомбу, которая и стоит совсем немного, и обладает хорошими боевыми возможностями. Правда, оговорилось издание, эта бомба хороша против не самого сильного в технологическом отношении противника. Таких довольно много в , где Россия обкатывает перед принятием на вооружение этот боеприпас класса «воздух — поверхность».
Речь идет о планирующей бомбовой кассете ПБК-500У «Дрель» с самоприцеливающимися боевыми элементами СПБЭ-К, созданной в , входящем в .
Бомбу делали четверть века. Разработка, начавшаяся в 90-е годы, сильно затянулась из-за сложностей, возникших с реализацией требований ТЗ в части точностных характеристик. Ее должны были принять на вооружение еще два года назад, но решили провести дополнительные испытания в реальных боевых условиях. То есть в Сирии. В настоящий момент, как утверждают разработчики, претензий у военных к «Дрели» нет. И она должна будет внедряться в строевые части ВВС в следующем году.
Вес бомбы — 540 кг. Длина — 3100 мм, максимальный диаметр — 450 мм. Бомба содержит 15 боевых элементов, предназначенных для уничтожения бронетехники, укрепленных инженерных сооружений, РЛС комплексов ПВО и пунктов управления. Рабочая высота бомбометания находится в коридоре от 100 м до 14000 м на скорости от 700 км/ч до 1100 км/ч. При создании корпуса бомбы были использованы стелс-технологии, в связи с чем ее обнаружение при помощи РЛС крайне затруднительно.
В момент отделения от самолета «Дрель» начинает планировать с помощью выдвижных крыльев. Коррекция полета осуществляется при помощи аэродинамических рулей. В ее памяти заложены координаты цели, и полет корректируется по сигналу ГЛОНАСС. Максимальное смещение бомбы от точки сброса достигает 30 км. Этого достаточно для того, чтобы самолет мог произвести бомбометание, не входя в зону действия войсковых ЗРК малой дальности. Наиболее удобной является ситуация, когда, скажем, танковая колонна находится на марше и ее защищают от воздушных атак ЗРК с дальностью стрельбы, не превышающей 15 км.
При достижении одиночной или групповой цели бомба выкидывает 15 боевых элементов, каждый из которых оснащен инфракрасной или радиолокационной головкой самонаведения. Атака целей осуществляется под управлением ГСН.
Стоимость «Дрели» по сравнению с американскими боеприпасами невелика — порядка 15 тыс. долларов. Но при этом бомба обладает рядом качеств, которых нет у других аналогичных бомб. Каждый боевой элемент оснащен аппаратурой распознавания «свой-чужой». То есть ее можно направлять, например, в гущу танкового сражения, и это будет безопасно для своей бронетехники.
Внушительная масса боевой части каждого боевого элемента позволяет «Дрели» поражать основные боевые танки противника, атакуя их в наименее защищенную верхнюю проекцию.
То есть в ближайшем будущем следует ожидать массовое использование этих эффективных бомб.
Да, это, действительно, значительно дешевле, чем использование GBU-39. Однако не все так просто. «Американка» способна пролететь, отделившись от самолета, 110 км. Это почти в 4 раза больше, чем дальность полета «Дрели». В значительной степени это предопределено тем, что ее можно сбрасывать на сверхзвуковой скорости порядка 2 М. Также у нее впечатляющая малозаметность, ЭПР равен, как утверждает компания-разработчик , 0,015 кв. м. Этот параметр у «Дрели» не раскрывается.
Но, конечно, российская бомба, помимо небольшой стоимости, обладает тремя несомненными достоинствами, которых нет у «американки».
Во-первых, избирательностью, то есть «своих не бьет». Во-вторых, способна работать с подвижными целями за счет наличия ГСН. В-третьих, одна бомба в пределе может поразить 15 целей. Причем, без нарушения конвенции о кассетных боеприпасах, которая позволяет их использование, если каждый суббоеприпас весит больше 20 кг. Боевые элементы «Дрели» тяжелее.
Однако The National Interest, что называется, прибедняется. Есть и в ВВС  бомбы, стоимость которых не сильно отличается от стоимости «Дрели». В конце прошлого века был создан комплект оборудования, превращающий свободнопадающие бомбы в планирующие с наведением по сигналу GPS, — Joint Direct Attack Munition (JDAM). На обычную бомбу навешиваются аэродинамические органы управления, приемник GPS и система управления. Комплект стоит 21 тыс. долларов. Самая примитивная 500-фунтовая бомба Mk 82 стоит 4 тыс. Вместе с комплектом JDAM — 25 тыс. долларов. «Поумневшая» 2000-фунтовая Mk 84 обойдется в 37 тыс. долларов.
При этом нельзя сказать, что это боеприпасы «второго сорта». Круговое вероятное отклонение у JDAM всего десять метров. А сравнительно недавно некоторые комплекты стали оснащать головками самонаведения для борьбы с подвижными целями. И планируют они на расстояние в 28 км. Причем при увеличении скорости самолета-носителя до 1,5 М дальность может возрастать до 40 км.
Но и у GBU-39, и у JDAM есть одно громадное преимущество перед «Дрелью». Американские бомбы уже давно производятся и используются авиациями и ВВС, и ВМС. «Дрель» пока еще является перспективным боеприпасом.
Помимо НПО «Базальт» созданием высокоточных планирующих авиабомб в России занимается и  (КТРВ). Завершились летно-конструкторские испытания модульного семейства из трех планирующих высокоточных боеприпасов «воздух — поверхность», которые пока имеют только заводской индекс 9-А-7759.
В семейство входят две авиабомбы с дальностью планирования, равной 65 км. Третья — ракета, имеющая те же габариты, но оснащенная твердотопливным реактивным двигателем. Ее дальность полета достигает 120 км. Масса этих боеприпасов порядка 500 кг. Но массы БЧ отличаются существенно — от 315 кг до 480 кг, что предопределено тем, что в ракете значительную часть объема занимают двигатель и топливный отсек. БЧ осколочно-фугасного типа и бетонобойного. Наведение на цель по сигналу ГЛОНАСС/GPS дает точность в 3-5 метров.
Видео дня. Кому достанется «Ералаш» после смерти Грачевского
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео