В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Игры

«Бросает вызов существующему миропорядку»: в США назвали Россию ключевым фактором повышения расходов НАТО

Возобновление конкуренции между великими державами стало основным поводом для обсуждения объёма военных расходов и . Такие выводы содержатся в докладе Исследовательской службы конгресса, с текстом которого ознакомился RT. Так, американские аналитики выражают опасения по поводу способности НАТО сдерживать «российскую агрессию», что служит основанием не только для повышения трат на оборону, но и для увеличения военного присутствия Соединённых Штатов в Европе.

РФ назвали ключевым фактором повышения расходов НАТО
Фото: U.S. Army/ReutersU.S. Army/Reuters

Исследовательская служба конгресса США подготовила доклад о возобновлении конкуренции между великими державами. По мнению составителей документа, действия в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, а также воссоединение с в марте 2014 года характеризуют изменение баланса сил в области международной безопасности.

Видео дня

«На смену ситуации, сложившейся в конце 1980-х — начале 1990-х в эпоху после холодной войны (иногда этот период называют моментом однополярности с Соединёнными Штатами как с единственным полюсом силы) пришла иная, новая ситуация, которая характеризуется, помимо прочего, возобновлённой конкуренцией великих держав с участием Китая и России, которые наряду с другими бросают вызов существующему со времён Второй мировой войны международному порядку с руководящей ролью США», — говорится в документе, с которым ознакомился RT.

Причём авторы доклада отмечают, что новая обстановка международной безопасности выглядит не как двухполярность времён холодной войны или однополярность после её окончания, а как ситуация, которая отчасти характеризуется возобновлением соперничества между тройкой крупных мировых держав — Соединёнными Штатами, КНР и РФ.

«Китай и Россия хотят сформировать миропорядок, прямо противоречащий ценностям и интересам США. Китай стремится вытеснить США из Индо-Тихоокеанского региона, расширить охват своей экономической модели, предполагающей ведущую роль государства, а также добиться изменения порядка в регионе в своих интересах. Россия стремится вернуть себе статус великой державы и создать сферы влияния вблизи своих границ», — утверждается в документе.

Заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова отметил, что утрата Соединёнными Штатами роли гегемона вызывает серьёзную обеспокоенность у руководства страны.

«Доминирующее положение США и НАТО ослабевает из-за появления новых центров силы, таких как Россия, и Китай. Это заставляет Вашингтон перестраивать свою внешнеполитическую стратегию», — сказал Кошкин в интервью RT.

О возвращении эпохи «соперничества великих держав» и необходимости адаптироваться к новым реалиям ранее говорил и глава . На конференции Ассоциации ВВС США 18 сентября 2019 года руководитель американского отметил, что военное преимущество Соединённых Штатов ослабло, а Россия и Китай почти сравнялись с Вашингтоном в этой сфере.

«Стратегическая обстановка изменилась, а это означает, что нам тоже следует меняться, если мы намерены сохранить то преимущество, которым обладали на протяжении десятилетий. Всему Министерству обороны необходимо настроиться на конкурентное мышление», — заявил Эспер.

Схожие опасения выражал и глава генерал , который указывал на потерю превосходства НАТО над Россией.

Между тем в России подобные заявления назвали «большим лукавством», которое нужно американцам для обоснования своих действий. Так, глава комитета по международным делам в беседе с RT отметил, что, прикрываясь риторикой о «российской угрозе», НАТО размещает свои вооружения вблизи российских границ. Сенатор добавил, что «никто не собирается нападать на НАТО».

Ранее министр обороны России указывал на напряжённую военно-политическую обстановку на западных границах страны. И подобная напряжённость, по его словам, связана с усилением военного присутствия Североатлантического блока в Восточной Европе.

В свою очередь, член подчеркнул, что РФ никому не угрожает.

«Поскольку никакой угрозы Россия не представляет, они выдумывают мифические угрозы, которые она якобы может представлять для стран Европы. Лоббисты военно-промышленного комплекса США блюдут свой интерес, ищут повод, чтобы наращивать гонку вооружений. Нам это совершенно невыгодно, мы руководствуемся исключительно оборонительными целями в нашей военной доктрине и вынуждены лишь отвечать на действия США», — подытожил он.

«Побудить союзников повысить уровень расходов на оборону»

Исследовательская служба конгресса констатирует, что восстановление конкуренции великих держав стало основным мотивом при обсуждении будущего уровня оборонных расходов США.

Особое беспокойство у аналитиков конгресса вызывает вопрос о способности Североатлантического альянса сдержать Россию на европейском направлении.

«Вновь возникшие опасения насчёт способности НАТО сдерживать потенциальную российскую агрессию в Европе (за пределами Крыма и востока Украины) стали ключевым фактором в действиях США с целью побудить союзников по НАТО повысить уровень собственных расходов на оборону», — утверждается в докладе.

Доцент , директор Центра европейской информации в беседе с RT отметил, что это стандартная схема Вашингтона — нарисовать мнимого опасного врага для увеличения оборонных расходов партнёров по НАТО.

«Китай от Европы далеко, так что в качестве страшилки выглядит несолидно — никого это не убедит. А вот Россия, которая вынашивает такие «агрессивные планы» и наращивает мускулы (свою военную мощь), представляет несомненно «реальную угрозу». И для того чтобы эту «реальную угрозу» купировать, европейским странам надо больше работать над своей безопасностью. Причём для этого непременно нужно увеличивать финансирование общего бюджета НАТО», — отметил эксперт.

Стоит отметить, что Штаты неоднократно призывали страны НАТО соблюдать финансовые стандарты альянса, которые подразумевают расходы на военные нужды в объёме 2% ВВП страны.

Как подчёркивают авторы доклада, «с 2014 года лидеры стран НАТО объявили о целом ряде инициатив, направленных на увеличение оборонных расходов своих государств и смещение внимания альянса с внешних операций (то есть за пределами Европы) на его прежний приоритет, который состоит в территориальной обороне и сдерживании в интересах самой Европы».

Тем не менее многие страны не выполняют своих финансовых обязательств в рамках Североатлантического альянса. Так, в июне 2019 года генеральный секретарь НАТО заявил, что в 2019 году «военные бюджеты по меньшей мере восьми государств НАТО (из 29 стран альянса. — RT) достигнут отметки 2% ВВП». По его оценке, большинством государств этот уровень расходов может быть достигнут лишь «в течение десятилетия». Причём это касается даже таких еврограндов, как ФРГ, которую в сентябре 2019 года США в очередной раз призвали увеличивать траты на военные нужды.

Однако достижение вышеупомянутой планки кажется США недостаточным — в апреле 2019 года не исключил, что будет добиваться от партнёров по НАТО увеличения ассигнований на оборону выше 2% ВВП.

«Зонтик США в Европе»

В докладе ведомства приводится и ряд рекомендаций конгрессу относительно оборонной политики самих Соединённых Штатов. В частности, специалисты исследовательской службы отмечают необходимость проанализировать мобилизационные возможности Америки в случае конфликта с КНР или РФ.

«Какие меры Минобороны США принимает в решении вопросов, касающихся мобилизационных возможностей для длительного конфликта с таким противником, как Китай или Россия, и можно ли назвать эти меры адекватными?» — призывают разобраться авторы доклада.

Депутат Антон Морозов уверен, что тезис о возобновлении конкуренции великих держав как раз и нужен был США в первую очередь для того, чтобы «обосновать целесообразность увеличения расходов США на военные цели» и наращивать гонку вооружений.

Кроме того, авторы документа задаются вопросом о целесообразности дополнительного размещения американских вооружений в Европе.

«Как усиление военного присутствия Соединённых Штатов в Европе могло бы отразиться на требованиях к структуре американских вооружённых сил в целом? Как это могло бы отразиться на способности Пентагона реализовывать военную составляющую стратегической перестановки приоритетов США в пользу Азиатско-Тихоокеанского региона?» — эти вопросы считает необходимым проанализировать Исследовательская служба конгресса.

Как отмечают эксперты, Европа становится заложницей дружбы с Соединёнными Штатами. По мнению заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова, размещая дополнительное вооружение в европейских странах, Вашингтон преследует интересы своего военно-промышленного комплекса.

«Интересы тех же европейских производителей вооружений никто не учитывает, и мы видим, что Европа уже готова отказаться от навязанного ей зонтика Соединённых Штатов, который как будто оберегают Европу от каких-то сложностей и кризисов. Ведь Европа не собирается воевать с такими странами, как РФ, и не имеет такой необходимости — быть защищаемой от России, от чего защищает зонтик США», — пояснил Шатров в беседе с RT.

Напомним, по данным социологического опроса, абсолютное большинство граждан Германии (74%) уверены, что вывод американских военных из ФРГ не будет иметь негативного эффекта для национальной безопасности.