Войти в почту

Новый концептуальный авианосец РФ эксперт сравнил с аналогами в США

К концепции нового российского авианосца у профессионалов военно-морского флота неизбежно возникнут вопросы. Такое мнение ФБА "Экономика сегодня" озвучил генеральный директор Международная Ассоциация общественных организаций ветеранов ВМФ и подводников, экс-капитан подводной лодки Владимир Мамайкин.

Новый авианосец РФ: стоит ли овчинка выделки?
© ФБА "Экономика сегодня"

Согласно концепции, разработанной Крыловским государственным научным центром, на новом неатомном авианосце для ВМФ России предусматривается размещение морских беспилотников. Концептуальная модель многоцелевого авианосца с газотурбинной установкой подразумевает корабль водоизмещением порядка 40 тысяч тонн, который может нести 40 самолетов и вертолетов. Глава научного центра Павел Филиппов рассказал РИА "Новости", что предприятие ждет одобрения концепции со стороны Минобороны:

"Авианосец сам по себе мощная боевая сила - американские корабли такого типа несут до 80 ударных самолетов, - отмечает эксперт. – Кроме того, корабль палубной авиации никогда не ходит на выполнение поставленных задач один – его всегда сопровождает группа кораблей прикрытия. Плавучие аэродромы сопровождают по крайней мере один крейсер, а также эскадра в составе как минимум двух эсминцев или фрегатов. Но обычно авианосная группа идет в еще большем составе.
При этом каждый авианосец США идет на двух ядерных двигателях и имеет водоизмещение порядка ста тонн. Несут на себе такие корабли 65-80 самолетов, каждый из которых несет несколько ракет класса "воздух-земля". В целом авианесущая группировка кораблей – сила довольно грозная, США доказали ее боевую эффективность еще во время Второй мировой войны. Сейчас такие группы дежурят в разных частях мирового океана, обеспечивая военное присутствие США в этих регионах".

Российский проект

Филиппов рассказал, что строительство предложенного его центром авианосца оценивается в 200 миллиардов рублей, время строительства - пять лет с момента подписания договора на строительство, включая техническое проектирование, до спуска на воду. Он также не исключил размещения на кораблях новейших российских морских палубных беспилотников типа "Охотник". Проектом этого тяжелого ударного БПЛА занимается "Сухой", первый полет запланирован уже на 2019 год.

Помимо этого, на новом авианосце может базироваться новейший российский истребитель СУ-57, но лишь "при условии облегчения веса и изменения некоторых элементов конструкции". Филиппов все же уточнил: пока Су-57 не рассматривается как самолет палубной авиации. В настоящее время научный институт ожидает заключения контракта с Минобороны на разработку аванпроекта - предварительного плана его создания.

"Американские авианосцы в первую очередь призваны демонстрировать миру несокрушимую военную мощь США. Это некий политический показатель того, что Штаты в любой момент с помощью своих ударных группировок способны сокрушить любого "агрессора" в разных частях планеты. В реальности же содержание одиннадцати авианосцев, их групп сопровождения и авиакрыла при каждой из них обходится американскому бюджету ежегодно в колоссальные суммы. Это, как говорят некоторые, плата за имидж сильнейшей страны. При этом авианосные группировки не воевали уже очень давно, выполняя лишь представительские и запугивающие функции. Российский научный центр предлагает неядерный авианосец, водоизмещением и числом самолетов вдвое меньше, чем у американских кораблей. Это первый повод задуматься о целесообразности такого строительства, которое тоже будет недешевым. Россия всегда выстраивала структуру флота иначе, чем американцы, но не менее эффективно", - считает эксперт.

Современное оружие

Сейчас в составе ВМФ России только один авианосец - точнее, тяжелый авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", введенный в эксплуатацию еще в 1991 году. В настоящий момент он проходит модернизацию и должен вернуться в строй через два года. Он входит в состав Северного флота. Предназначен для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. Способен поддерживать десантные операции.

Крейсер РФ рассчитан на базирование 28 самолётов и 24 вертолётов. Авиапарк палубной авиации России по числу машин в несколько раз больше возможностей "Адмирала Кузнецова" по их размещению, поэтому состав авиагруппы меняется в зависимости от задач. Корабль несет истребители-бомбардировщики МиГ-29К и МиГ-29КУБ, тяжёлые Су-33, противолодочные вертолёты Ка-27, ударно-десантные вертолёты Ка-29 и ударные вертолёты Ка-52К. Также авианосец несёт 12 пусковых установок 4К-80 тяжёлых ракет "Гранит".

"Сейчас, когда Россия создала новейшие противокорабельные гиперзвуковые ракеты, значимость авианосцев США в современной войне моментально упала. На каждый из 11 авианосцев достаточно двух ракет, чтобы гарантированно вывести его из строя или утопить. Достаточно даже одной пробоины, чтобы плавучий аэродром получил крен, недопустимый для взлета самолетов с палубы. Перехватить российские новейшие ракеты при этом авианосные группировки не в состоянии. "Адмирал Кузнецов" неплохая машина, которой России для выполнения насущных боевых задач на море достаточно. Ракетные комплексы сейчас охраняют нашу страну от нападения со стороны Средиземного моря, Тихого и Атлантического океанов, а состав корабельного флота представляет собой грозную силу. Оборонная же концепция РФ не подразумевает представительства российских авианосных группировок в разных частях планеты. Потому вопрос нужды ВМФ России в кораблях палубной авиации я бы назвал дискуссионным", - заключает Владимир Мамайкин.