Войти в почту

Передача власти в Судане в руки гражданского правительства зависит от курса Хамдока — эксперт

2 декабря – PenzaNews. Решение экономических проблем в Судане не должно отодвинуть политические вопросы на второй план. Об этом пишет эксперт в области сравнительной и исторической социологии Йельского университета Жан-Баптист Галлопэн (Jean-Baptiste Gallopin) в своей статье «Шанс Судана на демократию», опубликованной на сайте Европейского совета по международным отношениям. «Во время визита премьер-министра Судана Абдаллы Хамдока (Abdalla Hamdok) в Брюссель [в ноябре 2019 года] Европейский союз обещал поддержать исторический политический переход, происходящий в Судане. Чиновники ЕС готовятся предоставить стране 100 млн. евро на решающей встрече доноров «Друзья Судана» в декабре и добиваются большей координации с Соединенными Штатами, Норвегией, Международным валютным фондом и Всемирным банком в обеспечении поддержки экономических реформ правительства Судана», — пишет автор публикации. По его словам, потенциальное исключение страны из американского списка государств-спонсоров терроризма завершило бы процесс нормализации отношений между Вашингтоном и Хартумом, тем самым облегчив ее международное кредитование. «Абдалла Хамдок сталкивается с огромными экономическими проблемами. С конца 2017 года в Судане произошел валютный и фискальный кризис, который привел к гиперинфляции, краху банковской системы и нехватке основных товаров, включая топливо. Этот экономический кризис — самый глубокий за последние десятилетия в Судане — имел решающее значение для мобилизации сил, которые свергли авторитарного лидера Омара аль-Башира (Omar al-Bashir) в апреле», — напоминает Жан-Баптист Галлопэн. «Тем не менее теперь, когда Башир ушел, а за положение дел в стране номинально отвечают гражданские лица, экономика продолжает двигаться по спирали. Инфляция снизилась, но только до 57%. Из-за долговых задолженностей Судан не имеет доступа к средствам международных финансовых учреждений. Министр финансов Ибрагим аль-Бадави (Ibrahim al-Badawi) заявил, что стране необходимо 5 млрд. долларов, чтобы избежать экономического коллапса», — уточняет аналитик. Он отмечает, что Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты уже предоставили Судану жизненно важную поддержку, направив стране 1,5 млрд. долларов — половину от суммы, обещанной в начале этого года, но этого недостаточно. «Между тем детали экономического плана, составленного Ибрагимом аль-Бадави, ранее занимавшим пост экономиста во Всемирном банке, призваны порадовать международные финансовые институты. Стратегия подразумевает реализацию проектов, результаты которых будут заметны очень быстро: в частности, перепись населения для выявления наиболее острых потребностей граждан, обеспечение молодежи рабочими местами с последующим созданием программы денежной помощи для бедных и устранением дорогостоящих субсидий на топливо и пшеницу», — пишет эксперт. «Премьер-министр также ставит целью перенаправить расходы на здравоохранение и образование и, в конечном итоге, ввести свободно колеблющийся курс суданского фунта. Еще неизвестно, получит ли Судан финансирование, необходимое для реализации этого амбициозного плана, но путь к восстановлению экономики будет медленным и трудным даже при самом оптимистичном сценарии», — полагает автор статьи. При этом он подчеркивает, что экономические проблемы не должны сосредотачивать на себе все внимание правительства и иностранных покровителей государства. «Чтобы Судан стал стабильной демократией, правительству необходимо будет освободить страну от вездесущего влияния военного аппарата и силовых структур, чьи оскорбительные действия вызывают жалобы населения. Именно этот вопрос стоит для Хамдока особенно остро. Главный лозунг революции «Свобода, мир, справедливость» может показаться чрезмерно обширным, но именно на его основе в ближайшие месяцы суданские граждане будут судить о политике Хамдока», — уверен Жан-Баптист Галлопэн. Будут ли Омар аль-Башир, бывший министр обороны Абдель Рахим Мухаммед Хусейн (Abdel Rahim Mohammed Hussein) и другие лица, разыскиваемые за военные преступления в Дарфуре, переданы в Международный уголовный суд? Окажется ли комиссия по расследованию массовых убийств в Хартуме 3 июня способной исполнить свою работу? Будет ли реформирована Национальная служба разведки и безопасности, составлявшая основу правления Башира, и будут ли ее сотрудники привлечены к ответственности за многочисленные преступления? Удастся ли пресечь деятельность Сил быстрой поддержки (RSF), большинство членов которых были завербованы из группировки «Джанджавид»? Эти основные вопросы, по словам автора публикации, будут беспокоить суданское общество прежде всего. «Необходимо удовлетворить требования гражданских лиц в отношении соблюдения их прав и свобод, но это создаст столкновение интересов правительства и руководителей вооруженных сил, военизированных формирований и сил безопасности. Учитывая, что правительство, по оценке Хамдока, тратит 60–70% своего бюджета на оборону, введение новых ограничений для этих структур также должно быть экономическим приоритетом», — считает эксперт. Вместе с тем он предполагает, что премьер-министр и его команда могут смотреть на ситуацию иным образом. «На частных встречах с представителями ЕС и США Хамдок и Бадави назвали военных союзниками в политическом переходном периоде. Выступая в парламенте ЕС, премьер-министр намекнул, что расходы на оборону и безопасность смогут быть перенаправлены на другие сферы только тогда, когда правительство достигнет мирного соглашения с вооруженными группами из провинций Голубой Нил, Дарфур и Южный Кордофан», — поясняет аналитик. По его словам, у правительства есть веские основания опасаться военачальников. «Хамдок был назначен на свой пост после соглашения между революционной оппозицией и Переходным военным советом (TMC) — хунтой, которая свергла Башира. Мохамед Хамдан Дагало (Mohamed Hamdan Dagalo), известный как Хемедти, возглавляет Силы быстрой поддержки, устроившие в стране бойню 3 июня, и теперь также заседает в Совете по суверенитету, члены которого в совокупности выступают лидерами Судана», — пишет Жан-Баптист Галлопэн. По его мнению, в таких условиях премьер-министр может попытаться подыграть генералам и встать на путь наименьшего сопротивления, сосредоточившись лишь на реализации экономической программы. «Однако он должен хорошо просчитать все риски, которые будут сопряжены с попыткой ослабить бывших членов Переходного военного совета или с собственным бездействием в этом вопросе. Время может быть на руку генералам, ведь большую часть ответственности за экономические проблемы Судана будет нести Хамдок. Бывшие члены Переходного военного совета имеют все атрибуты власти, но практически не несут ответственности. Хемедти, например, использует свою должность в Совете по суверенитету, чтобы встречаться с иностранными сановниками и проводить пиар-кампании. Так, он привлек Силы быстрой поддержки к реализации программы здравоохранения на востоке страны в обход министерства здравоохранения», — указывает эксперт. По его словам, премьер-министр и его окружение должны работать над созданием гражданского правительства именно сейчас, «пока у них есть такая возможность». «Генералы в большей степени контролируют переговоры с вооруженными группами из Голубого Нила, Дарфура и Южного Кордофана, поэтому любое мирное соглашение, заключенное в результате этих обсуждений, может укрепить вооруженные силы и Силы быстрой поддержки. Это затруднит приход к власти гражданских лиц. Если экономика страны будет восстанавливаться, а Хамдок по-прежнему будет чувствовать неуверенность в себе, он может оказаться во власти военных, как только международное сообщество перестанет обращать пристальное внимание на Судан. Таким образом, он упустит возможность подлинной демократизации государства», — полагает Жан-Баптист Галлопэн. «Как технократ без политического опыта, Хамдок должен укреплять свои позиции в обществе, достигая результатов в широком спектре областей. Делая четкие шаги на пути к установлению справедливости и гражданского правительства, он добьется того, что суданский народ будет оставаться терпеливым по отношению к власти даже при отсутствии прогресса в экономике. Пока внимание мирового сообщества приковано к Судану, Хамдок может самоутвердиться, не опасаясь попытки бывших членов Переходного военного совета и, в частности, Хемедти, совершить переворот», — добавляет он. На его взгляд, это потребует выработки определенного навыка и тщательного планирования последовательности действий. «События, произошедшие за полгода, показали, что военные уступят власть только под давлением. После нескольких месяцев непримиримости и резни 3 июня Переходной военный совет в конце концов согласился на компромисс лишь потому, что находился под натиском мобилизованного населения страны, а также под прессом со стороны США, ЕС и своих союзников в Персидском заливе», — считает автор публикации. По его мнению, оказывая экономическую поддержку Судану, ЕС также должен обратить особое внимание руководства страны на вопрос формирования гражданского правительства и обеспечения верховенства права. «Это потребует от Евросоюза координации с международными партнерами Судана и оказания своего рода давления на Хамдока для принятия мер, которые позволят ему стать политическим лидером страны. В краткосрочной перспективе ЕС должен публично настаивать на том, чтобы Хартум незамедлительно доставил аль-Башира и других предполагаемых военных преступников в Международный уголовный суд. Европейским дипломатам также следует отдавать предпочтение встречам с гражданскими министрами и представителями управляющего Суверенного совета, а не с военными или военизированными формированиями. В частном порядке они должны поощрять премьер-министра играть более заметную роль в переговорах с вооруженными группами, чтобы именно он мог воспользоваться политическими преимуществами мирных сделок. Поддерживая гражданских лидеров, ЕС продемонстрирует свою приверженность установлению прочного мира и стабильности в Судане», — резюмирует эксперт.

Передача власти в Судане в руки гражданского правительства зависит от курса Хамдока — эксперт
© ИА PenzaNews