Войти в почту

Сотрудничество с МВФ обернулось провалом "Арабской весны" в Тунисе

Информация о получении Министерством финансов Туниса внутреннего займа говорит о непростой финансово-экономической ситуации в стране – считает политолог, преподаватель факультета социальных наук ВШЭ Григорий Лукьянов. Тунис решил перекредитоваться у национальных банков Напомним, что появилась информация о подписании Министерством финансов Туниса соглашения с 12 тунисскими банками на кредит в 356 млн евро, что примерно равно 399,6 млн долларов. Эта финансовая операция обусловлена тем, что тунисскому правительству необходимо закрыть дыры в государственном бюджете, которые связаны с проблемами с выделением кредитов МВФ. Это второй случай заимствования валюты у национальных кредитных организаций для современного Туниса – первый такой прецедент случился в июле 2017 года, когда правительство страны с помощью данного метода получило 250 млн евро для нужд тунисского бюджета. Как отмечают тунисские эксперты, это решение обеспечит тунисской экономике «дозу кислорода». Ведь она сегодня страдает от нехватки финансовых ресурсов, поскольку существует задержка с получением шестого транша со стороны МВФ. В сложившейся ситуации такой ход должен стабилизировать ситуацию с государственным бюджетом Туниса, в котором заложено большое число расходных статей. И мы видим здесь классический пример работы МВФ с развивающимися странами, когда финансовая помощь Фонда приводит к долгосрочной проблеме обслуживания внешнего долга и к постоянным требованиям кредиторов провести неоюходимые им реформы. «На самом деле, какой-то результат реформы в Тунисе имеют, поэтому МВФ и продолжает выдавать этой североафриканской стране деньги. А так, экономическая ситуация в Тунисе остается достаточно сложной», - констатирует Лукьянов. Здесь нужно отметить, что Тунис обычно позиционируется в качестве витрины Арабской весны, т.е. страны, где начался данный геополитический процесс, который ввергнул Ближний Восток и Северную Африку в пучину непрекращающейся нестабильности, и где он достиг «максимального успеха». Ведь в Тунисе продолжают править политические силы, которые пришли к власти в 2011 году. С другой стороны, внешний долг растет, экономические проблемы не решаются, а сотрудничество Туниса с МВФ усугубляет проблемы. Благодаря этому финансово-экономические проблемы государства только увеличиваются. Это видно и по данному займу, являющемуся следствием того, что любые трения с МВФ заставляют тунисские власти изыскивать средства для обслуживания внешнего долга. Также в этой стране растет террористическая угроза, которая связана с острой ситуацией в соседней Ливии и рядом внутренних проблем. И все эти риски не купирует даже политическая поддержка Евросоюза и международных структур коллективного Запада. «Арабская весна» в Тунисе также закончилась провалом Директор Института стратегических исследований РУДН Дмитрий Егорченков в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что сотрудничество с МВФ может только усугубить проблемы, которые сегодня стоят перед Тунисом. «На самом деле, сложно вспомнить случаи, когда помощь со стороны МВФ привела к значительным улучшениям ситуации в стране, даже если брать аспект обычного функционирование национальной экономики, а не качества жизни простых граждан. Таким образом, Тунису очень сложно рассчитывать на эффективность механизмов, которые сегодня предоставляет МВФ», - резюмирует Егорченков. Тем более, речь здесь идет о Северной Африке, где процветает коррупция, кумовство, и где такая «помощь» является средством влияния со стороны коллективного Запада на местные политические элиты и, как следствие, на тунисскую государственную политику. «Тунис, наверное, самый лучший «пример» Арабской весны, особенно если не брать ближневосточные государства, в которых началась гражданская война в горячей форме вследствие всех этих «революционных» событий», - заключает Егорченков. По словам Дмитрия Александровича, Тунис является примером того, что все «цветные революции» в рамках Арабской весны, рано или поздно, приводят к тому, что качество жизни в стране проседает, экономика рушится и начинаются большие проблемы. И это очень сильно диссонирует с ситуацией, которая была в Тунисе до 2011 года при президенте Зин аль-Абидине Бен Али, когда данная страна показывала экономический рост и имела неплохой уровень жизни при относительной бедности природными ресурсами. Впрочем, то же самое можно сказать и про Сирию, которая стала ареной наиболее кровопролитной гражданской войны в регионе. «Те экономические трудности, которые преследуют Тунис в последние годы, являются следствием Арабской весны и связанных с нею политических процессов. Действительно, формальный уровень демократизма в Тунисе повысился, но это говорит о том, что на деле все это имеет минимальное значение, а в стране основную роль играют совершенно другие факторы», - констатирует Егорченков. Кроме всего прочего, события в Тунисе, связанные с ростом террористической активности и политической нестабильности в соседних странах, привели к тому, что традиционные доходы, которые были у тунисской экономики в последние годы, значительно сократились. «Все это приводит к тому, что страну сотрясают массовые демонстрации, но теперь не по политическим, а по социально-экономическим требованиям. В данном случае мы можем констатировать факт, что и в формально успешном Тунисе процессы «Арабской весны» зашли в окончательный тупик, с чем и связаны данные сложности в финансово-экономической жизни страны», - резюмирует Егорченков. Так что, эта история с внутренним кредитом демонстрирует комплекс тунисских проблем.

Сотрудничество с МВФ обернулось провалом "Арабской весны" в Тунисе
© ФБА "Экономика сегодня"