Войти в почту

Эксперт оценил идею отменить домашние задания для школьников

Член правления "Лиги образования", учитель информатики Михаил Кушнир в разговоре с Рамблером прокомментировал инициативу вице-спикера Госдумы от "Новых людей" Владислава Даванкова отменить домашние задания для школьников.

Каждый учитель задает то, что считает нужным. Из тех соображений, которые считает нужными. И есть вещи, которые ученик должен проработать сам - можно это делать в школе, можно это делать дома. Важно, чтобы это отвечало поставленным задачам. Но о самом факте выполнения школьниками домашнего задания нельзя говорить ни "за", ни "против".

Михаил Кушнир
Михаил Кушнир Член правления "Лиги образования", учитель информатики

В случаях, когда домашнее задание является простой формальностью, возникает вопрос: нужна она или нет, отметил специалист.

"В каких то случаях такая формальность нужна - в зависимости от процесса обучения, в каких-то - не нужна... Должна быть выстроенность и единая концепция, а не отдельные вырванные вещи", — сказал собеседник.

Вместе с тем Кушнир подчеркнул, что в процессе обучения детей должны участвовать их родители.

"По всем законам, начиная от Конституции и заканчивая Законом об образовании, Семейным кодексом, они отвечают за образование. А если они сдают ребенка школе и умывают руки, то тем самым они, во-первых, не выполняют свои обязанности, во-вторых, бросают ребенка на произвол судьбы. Но то, делают ли они с ними домашние задания, — это вторично. С давних советских времен для большинства осталось так, что родители сами по себе, а школа сама по себе, и это крайне плохо. Именно поэтому происходят многие формальные вещи. Если бы родители и школа были едины в своем целеполагании - если бы родители могли влиять на образовательную программу, участвовали в жизни школы, если бы они вместе занимались образованием детей - это было бы более продуктивно и правильно. Ответственность была бы на родителях, а школа помогала бы им - они были бы вместе", — заявил эксперт.

Кушнир рассказал о случаях, когда родители школьников полностью выполняют за них домашнюю работу.

"Я знаю педагогов, которые просто рыдали и говорили, что не могут обеспечить самостоятельное выполнение детьми того, что они просят по образовательному процессу. Влезают родители и все делают за своих детей. На родительских собраниях педагоги говорят: "Мы даем задания детям. Или вы хотите, чтобы мы вам ставили оценки? Тогда отправьте детей гулять"... Подобные вещи происходят, потому что школа и семья у нас существуют отдельно друг от друга. Поэтому и продолжается тенденция, когда родители забирают детей из школ и начинают заниматься их образованием самостоятельно. С одной стороны, это ведь здорово, когда дети и их родители занимаются вместе. С другой стороны, если ребенок не может сам выполнить задание, и этим должны заниматься родители после работы - это плохо. Получается, что одно и то же одновременно может быть и плохим, и хорошим. Все зависит от того, как это дело происходит", — отметил специалист.

В наши дни дети живут в условиях избытка информации, добавил эксперт.

"Раньше дети понимали, что если они не получат информацию в школе, то "останутся с носом". А сейчас у них нет этого ощущения: можно в любой момент пощелкать мышкой и получить эту информацию. Поэтому они не достаточно внимательно относятся к тому, что преподают в школе, — и все идет вразнос", — сказал Кушнир, отметив, что процесс образования не должен быть насильственным.

Ранее депутат Владислав Даванков предложил разработать закон, который отменит домашние задания. Он выразил мнение, что освобождение детей и учителей от домашних заданий "пойдет на пользу всем".

Рамблер: главные новости