Iltalehti (Финляндия): Российские туристы куда-то исчезли, новые торговые центры в Лаппеенранте пустуют

В 2000-х поток российских туристов устремился в Юго-Восточную Финляндию, активно совершались миллионные инвестиции. Затем наступил 2014 год с Крымом. Российские туристы начали активно интересоваться Финляндией в начале 2000-х. Хотя рост числа туристов приостановился в 2009 году вместе с падением стоимости нефти, ситуация быстро наладилась. Начиная с 2010 года в пунктах пропуска у границ Юго-Восточной Финляндии неоднократно фиксировали резкое увеличение туристического потока: 5,3 миллиона, 6,9 миллиона, 7,8 миллиона пересечений границы. Финнов радовало не только количество, но и «качество» туристов: большинство приезжающих в Финляндию российских туристов были богачами. Это вдохновляло предпринимателей совершать инвестиции в новые магазины, торговые центры, туристические компании. «Семейный центр» (Family Center) был открыт на улице Куутостие в 2009 году — в начале того периода, когда русские массово ринулись в Финляндию. В соответствии со своим названием торговый центр был ориентирован на семьи с детьми. В одном здании можно было купить качественную детскую одежду, модные товары для взрослых, финские предметы интерьера, домашний текстиль, бытовую технику. Пока взрослые делали покупки, ребенок мог веселиться в игровой комнате. В перерыве между веселыми занятиями можно было всем вместе зайти в пиццерию. Второе место, ставшее очень популярным у русских, — магазин брендовой одежды «Гранд Орхиде» (Grand Orchidée). Здание, украшенное золотыми орхидеями, выделялось среди остальных магазинов не только внешним видом, но и предлагаемыми товарами. За самую дорогую покупку в магазине, норковую шубу, было заплачено 18 тысяч евро. «Шубу привезли в магазин скорее просто для декора: ведь она такая дорогая! Одна молодая русская девушка все же примерила ее, и в итоге ее муж купил ей эту шубу», — вспоминает основатель торгового центра Мохамад Дарвич (Mohamad Darwich). «Россияне, у которых были деньги, не обращали внимания на цены. Неожиданно разбогатевшие люди были словно одурманены, хотели тратить деньги и развлекаться». Так что никакого чуда в том, что Лаппенранта с ее примерно 70 тысячами жителей и Иматра меньше чем с 30 тысячами из месяца в месяц соревнуются с Хельсинки за первое место в списке продаж по системе такс-фри. Один из брошенных на полпути проектов — магазин «Икеа», который должен был появиться в Лаппеенранте. Еще в 2010 году Лаппеенранта готовила участок для шведской компании к югу от города. Затем настал 2014 год: оккупация Крыма, экономические санкции, падение курса рубля, кризис. Приграничный туризм неожиданно заглох, и для многих это событие было очень болезненным. «Икеа» приостановила свои планы в связи с экономической ситуацией, а на практике — из-за того, что в 2014 году поток российских туристов ослаб. Участок площадью 21 гектаров по-прежнему пустует. В ближайшее время от «Икеа» принятия новых решений об инвестициях ждать не стоит. Глава информационного туристического портала «ГоуСаймаа» (GoSaimaa) Юха Сорйонен (Juha Sorjonen) соглашается, что в 2014 году ситуация для многих была очень тяжелой. «Опытные предприятия в какой-то степени были готовы к этому, но не все. Бесспорно, этот опыт обошелся региону дорого, но в какой-то степени был неизбежным уроком». В Лаппеенранте очень верят в то, что строительные проекты, начатые до кризиса в России, все же воплотятся в жизнь, когда настанут хорошие времена. Надежда на лучшие времена есть.

Iltalehti (Финляндия): Российские туристы куда-то исчезли, новые торговые центры в Лаппеенранте пустуют
© ИноСМИ