Ученый объяснил происхождение «пузырей Ферми»

Японский ученый на теоретическом уровне объяснил происхождение «пузырей Ферми», объектов, испускающих гамма-лучи вокруг центра нашей Галактики. Они возникли в результате потоков быстрых «ветров», дующих наружу от черной дыры. Подобные потоки наблюдались и в других галактиках. Открытие позволяет предположить, что эти ветра дули в Млечном Пути совсем недавно. Исследование опубликовано в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.В 2010 году космический гамма-телескоп Fermi заснял, как из центра нашей Галактики перпендикулярно ее плоскости исходят два гигантских пузыря. Они простираются на 25 тысяч световых лет каждый. Суммарно — это половина Млечного Пути. На границах пузырей находятся дуги рентгеновского излучения, обнаруженные космической рентгеновской обсерваторией ROSAT еще в 1990 году. Несложно посчитать, что прошло целых 20 лет, прежде чем астрофизики поняли, откуда исходит излучение. Несмотря на то, что эти структуры, получившие название «пузыри Ферми», занимают половину видимого неба, рассмотреть их можно только на новейшей высокочувствительной технике. Невооруженному человеческому глазу они недоступны, так как они излучаются в гамма-диапазоне. Более того, обнаружить их мешал «туман», образованный взаимодействием быстро летящих заряженных частиц и межзвездного газа. Он застилает галактику в гамма-диапазоне.Ученые выдвигали множество гипотез о происхождении «пузырей Ферми». Их связывали с проявлением активности черной дыры в центре Млечного Пути (по космическим меркам это должно было случится недавно — около нескольких миллионов лет назад). Еще одна гипотеза объясняла «пузыри» выбросами газа в ходе вспышки в центральной области Галактики. Астрофизики пытались понять, откуда взялся мощный потока заряженных частиц, без которого бы подобные объекты не возникли.Профессор Ютака Фудзита из Токийского столичного университета (Япония) теоретически продемонстрировал, как могли образоваться такие объекты. Он смоделировал исходящие из черной дыры ветры, впрыскивающие необходимую энергию в газ, окружающий центр Галактики. Исследователь сравнил теоретические данные с измерениями, полученными с современного спутника Suzaku.Астрофизик заметил, что существует большая вероятность того, что «пузыри Ферми» образуются быстрыми выходящими ветрами, дующими со скоростью 1000 км в секунду в течение 10 миллионов лет. Это не ветра, к которым мы привыкли на Земле, а потоки высокозаряженных частиц, движущихся с высокой скоростью и распространяющихся в пространстве. Такие ветра распространяются наружу от черной дыры и взаимодействуют с окружающей материей, вызывая обратную ударную волну. Она и создает температурный пик. «Пузыри Ферми» соответствуют объему внутри этого фронта.Автор отмечает, что смоделированные ветра похожи на потоки, наблюдаемые и в других галактиках. Поэтому можно предположить, что те же виды массивных выбросов, которые наблюдались в других частях Вселенной, присутствовали в нашей собственной Галактике до недавнего времени.Подписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram.

Ученый объяснил происхождение «пузырей Ферми»