Астрономы наблюдают вспышку рентгеновского бинара Swift J1858.6-0814

Используя радиотелескоп MeerKAT и Arcminute Microkelvin Imager-Large Array (AMI-LA), астрономы провели радиомониторинг вспышки недавно открытой рентгеновской бинарной звезды, известной как Swift J1858.6-0814. Результаты этих наблюдений, представленные 4 апреля на сайте arXiv, проливают больше света на природу этого источника.<br>Рентгеновские двойные звезды (РДЗ) состоят из нормальной звезды или белого карлика, переносящего массу на компактную нейтронную звезду или черную дыру. Большинство РДЗ с черными дырами и некоторые РДЗ с нейтронными звездами демонстрируют переходные события, которые характеризуются вспышками в рентгеновском диапазоне.<br>Swift J1858.6-0814 (или сокращенно J1858) - это нейтронная звезда РДЗ, которая была впервые обнаружена космическим аппаратом НАСА Swift во время вспышки в октябре 2018 года. Система находится на расстоянии около 41 700 световых лет от нас, а ее орбитальный период оценивается примерно в 0,83 дня.<br>Чтобы лучше понять природу и поведение J1858, группа астрономов под руководством Лорена Родса из Оксфордского университета (Великобритания) начала радионаблюдения за этим источником. Наблюдения на MeerKAT проводились на частоте 1,28 ГГц с полосой пропускания 856 МГц, разделенной на 4096 каналов. Что касается AMI-LA, то наблюдения проводились на частоте 15,5 ГГц с полосой пропускания 5 ГГц, разбитой на 8 каналов.<br>"Мы представляем результаты нашей долгосрочной кампании радиомониторинга на частотах 1,3 ГГц (MeerKAT) и 15,5 ГГц (Arcminute Microkelvin Imager-Large Array, AMI-LA) вспышки недавно открытой нейтронной звезды рентгеновской бинарности Swift J1858.6-0814", - пишут исследователи в своей статье.<br>В процессе мониторинга команда наблюдала самопоглощенное радиоизлучение от Swift J1858.6-0814 и зарегистрировала две радиовспышки. Это соответствует квазистационарному компактному джету, как и ожидалось в жестком рентгеновском спектральном состоянии. Кривые радиоизлучения источника демонстрируют незначительную долговременную изменчивость.<br>Проанализировав одну из вспышек, исследователи смогли определить магнитное поле и минимальную энергию струи J1858. Было установлено, что магнитное поле находится на уровне 2,0 G, а энергия оценивается примерно в 50x10<sup>36</sup> эрг. Астрономы добавили, что на пике вспышки размер области выброса составил около 100 миллионов километров.<br>На основании полученных результатов авторы статьи пришли к выводу, что J1858, по-видимому, является очень "радиосветящимся" бинарным источником нейтронной звезды типа атолла или слабым Z-источником. Так называемые источники-атоллы имеют некоторые общие черты с черными дырами РДЗ, поскольку у них схожие рентгеновские спектры и временные характеристики. Однако они отличаются по своим радиохарактеристикам, где источники типа атолла в 27 раз менее радиояркие. Что касается Z-источников, то они эволюционируют гораздо быстрее, чем источники типа атолла. В целом, они более рентгено- и радиосветящиеся, чем источники атоллов.<br>Астрономы подчеркнули, что, несмотря на большое количество наблюдений и данных, они не смогли окончательно определить, является ли J1858 источником атолла или Z. Для правильной классификации этой системы необходимы дальнейшие исследования.

Астрономы наблюдают вспышку рентгеновского бинара Swift J1858.6-0814