Войти в почту

Уход из лунной программы США ставит перед РФ новые задачи в космосе

Разрыв сотрудничества по окололунной станции Gateway является ожидаемым событием, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Уход из лунной программы США ставит перед РФ новые задачи в космосе
© ФБА "Экономика сегодня"

РИА Новости сообщает, что российских представителей исключили из экспертной группы по созданию окололунной станции Gateway. Решение было сделано после многократных заявлений РФ о недостаточной роли в проекте.

Лунная орбитальная платформа-шлюз (Gateway по-английски означает ворота или шлюз) является программой по строительству международной обитаемой окололунной станций. Проект возглавляется NASA, а значит США.

Gateway представили в марте 2017 года в качестве одного из этапов подготовки пилотируемого полета на Марс. Планировалось, что перед ним проведут годовой пилотируемый полет на орбите Луны для проверки возможностей организма и систем.

Участие РФ в Gateway невозможно

«В проекте Gateway речь идет о постоянно действующей станции на хитрой окололунной орбите. Участвуют США, Евросоюз, Канада и Япония, а с РФ были проведены переговоры по двум рабочим группам проекта», - заключает Моисеев.

Первая группа предполагает участие России в строительстве. РКК «Энергия» предлагала сделать шлюз для Gateway: это небольшой объект типа пирса, существующей на Международной космической станции (МКС). Второй группой, по которой РФ вела переговоры, являлась медицина, но это делалось неактивно из-за отсутствия вразумительных перспектив.

«Было понятно, что ничего не сходится. Шлюзовой отсек мы сделать смогли – у РФ есть такой опыт, но нет ракеты, чтобы доставить объект на нужную орбиту, и нет финансирования для самого участия в Gateway», - констатирует Моисеев.

Исключение РФ из Gateway было ожидаемым. Еще, как утверждает эксперт, оно связано с политической линией Роскосмоса, часто выглядевшей антиамериканской: это не нравится нашим партнерам из NASA.

«Только, если бы нас не исключили, то толка для России от этого проекта все равно не было. У Москвы нет возможности для сотрудничества с США по таким проектам, как лунная орбитальная станция», - резюмирует Моисеев.

У США большие амбиции по Луне

Американцы уделяют большое внимание Луне. В апреле 2020 года бывший президент США Дональд Трамп подписал указ, определяющий американскую политику по лунным ресурсам. Во-первых, указ противоречит международному праву, а во-вторых, предполагает промышленное освоение лунных ресурсов для нужд американской экономики.

В 2019 году Трамп инициировал программу Artemis, которая должна вернуть астронавтов на Луну.

«Данная программа не является предвыборным популизмом, а демонстрирует характер Трампа. Бывший президент США интересуется космонавтикой, он много сделал для нее во время президентства», - заключает Моисеев.

Трамп пытался ускорить реализацию космической программы, а высадка «следующего мужчины и первой женщины» по плану бывшего президента США должна была состояться в 2024 году. Такая дата является сложной для реализации, поэтому в НАСА ориентируются на прежний временной диапазон, а именно на 2028 год.

«2028 год вполне реален: у США существует ракета, корабль для полета на Луну, но не хватает взлетно-посадочного модуля для высадки на естественный спутник Земли. Они его заказали у трех фирм. В 2021 году NASA должна выбрать один из этих проектов, а сам модуль, учитывая высокие требования безопасности, будет готов к 2028 году», - констатирует Моисеев.

Сотрудничество с американцами маловероятно из-за международной обстановки и отставания Роскосмоса. Нет почвы для новой МКС: в девяностые годы у нас не было денег, зато были готовые и отработанные технологии.

РФ придется развивать космическую программу самостоятельно, в условиях ограниченного бюджета и с проблемами, которых не было в прошлые десятилетия: тогда у нас были зарубежные контракты, обкатанные от и до технологии.

России надо заняться производительностью труда

«У России есть программа развития до 2025 года. Многие указанные в ней проекты перенесены и затягиваются. Было бы хорошо то, что там прописано, выполнить. Про высадку на Луну речи не идет, но есть научные аппараты», - резюмирует Моисеев.

С 2006 года мы откладывает проект «Луна-25», необходимые для возвращения технологий посадки на Луну, которые у СССР были еще в семидесятые годы. Советская программа «Луна» прекратилась на 24 проекте серии в 1976 году.

«Если программу выполнить в полном объеме, то это будет великолепным результатом, однако это маловероятно, а так нужно заняться производительностью труда в космической отрасли», - заключает Моисеев.

Мы отстаем в производительности от развитых стран и идем вровень с китайцами. Проблема заключается не в инженерах и рабочих, а в организации и планировании отрасли, постановке и реализации эффективных задач.

«Мы истратили деньги на создание сверхтяжелой ракеты, хотя изначально было понятно, что она не будет создана. Если таких трат избежать, то РФ поднимет производительность труда и сделает космическую программу для собственных нужд», - констатирует Моисеев.

Что касается совместных космических проектов, то после закрытия МКС они в большом масштабе не ожидаются.