«Потрясающе»: «марсианские» микробы выжили на МКС

Полтора года смогли прожить за пределами МКС микробы в условиях, приближенных к марсианским. Ученые надеются, что подобные микробы когда-нибудь будут действительно найдены на этой планете.

«Потрясающе»: «марсианские» микробы выжили на МКС
© dlr.de

Возможна ли жизнь на других планетах Солнечной системы? Это вопрос, который занимает ученых долгие годы. Несмотря на успехи автоматических миссий в дальнем космосе, свидетельств существования жизни на других планетах до сих пор не обнаружено. Однако ученые пытаются прийти к ответу на поставленный вопрос с разных сторон, в том числе при помощи замысловатых экспериментов. К примеру, с помощью опытов они пробуют узнать, способны ли известные науке организмы выживать в экстремальных условиях, близких к условиям Марса или даже открытого космоса.

Марс является главным кандидатом на обнаружение в будущем каких-либо форм жизни. С одной стороны, условия на этой планете можно назвать экстремальными – пыль, сухость, низкая гравитация и содержание кислорода в атмосфере, высокая радиация, холод. С другой стороны, по результатам не одной посадочной и орбитальной миссии нам известно, что на Марсе есть необходимые для жизни ингредиенты – атмосфера, нужные химические элементы,

например, углерод, водород, кислород, азот, сера и фосфор, водяной лед, и возможно, даже жидкая вода.

В своем эксперименте ученые из Германского центра авиации и космонавтики (DLR) отправили на борт МКС бактерии, водоросли, лишайники и грибы, и разместили их в искусственном аналоге марсианского реголита.

Эксперименты с таким реголитом проводятся довольно часто, поскольку состав марсианского грунта хорошо исследован при помощи американских роверов и есть возможность его копировать. Организмы-экстремофилы, обитающие в жестких климатических условиях, при низкой температуре и влажности, были собраны из определенных районов Земли в Арктике, Антарктике, Европейских Альпах, испанских гор и вечной мерзлоты.

Благодаря своей неприхотливости такие организмы рассматриваются, как главные кандидаты на способность выдерживать суровые условия других планет, или их спутников, таких, например, как Европа или Энцелад. Доставленные с Земли образцы микроорганизмов были размещены в специальных контейнерах за бортом Международной космической станции, точнее – российского модуля «Заря».

Число участвовавших в эксперименте организмов измерялось сотнями – некоторые были повещены в аналог марсианского грунта, некоторые находились в вакууме, некоторые – в «марсианскую» атмосферу.

Всего эксперимент длился 533 дня – с 2014-го по 2016 год – в конце все организмы были возвращены на Землю для дальнейшего анализа. Результаты ученых впечатлили.

«Некоторые организмы и биомолекулы продемонстрировали потрясающую сопротивляемость радиации в открытом космосе и по сути вернулись на Землю, выжив в открытом космосе, — пояснил специалист в области астробиологии Жан-Пьер де Вера из Института планетных исследований DLR в Берлине. – Помимо прочих мы исследовали археи — одноклеточные микроорганизмы, живущие на Земле 3,5 миллиарда лет и обитающие в соленых водах. Предметом нашего исследования были родственники тех архей, что были изолированы в арктической вечной мерзлоте. Они выжили в условиях космоса, такие одноклеточные организмы — кандидаты на те формы жизни, которые могут быть обнаружены на Марсе».

Разместив микроорганизмы в открытом космосе, и, доказав способность некоторых из них выжить, и не погибнуть от чрезмерного воздействия ультрафиолетовой радиации и перепадов температур, ученые продемонстрировали, что такие формы жизни могут существовать и в условиях Марса.

Возможно, это исследование добавит аргументов и теории о том, что жизнь на Землю мог занести метеорит, который прилетел с Марса порядка 3,8 млрд лет назад. «Конечно же, это не означает, что жизнь действительно на Марсе существует, — пояснил де Вера . – Однако теперь поиск жизни больше чем когда-либо станет целью следующего поколения миссий на Марс». Исследование ученых опубликовано в журнале Astrobiology.

В 2017 году на орбите Международной космической станции были обнаружены жизнеспособные споры и фрагменты ДНК микроорганизмов, устойчивые к неблагоприятным факторам космоса.

В рамках космического эксперимента (КЭ) «Тест» космонавты Роскосмоса собрали 19 проб космической пыли с поверхности МКС во время выходов в открытый космос. Исследования проб космической пыли с МКС дважды показали наличие в образцах представителей родов Mycobacteria и Delftia; семейства Comamonadaceae порядка Burkholderiales, которые являются представителями типичных наземных и морских родов бактерий.

Статистика обнаружения жизнеспособных единиц споровых бактерий (рода Bacillus) и спор грибов (рода Aureobasidium) в проведенных сеансах КЭ «Тест» составляет около 45%. Применение высокочувствительных молекулярных методов позволило в 70% случаев не только выявить фрагменты ДНК геномов различных микроорганизмов, но и определить их тип.

Полученные экспериментальные данные о химическом составе проб мелкодисперсной осадочной среды на поверхности МКС позволили сделать вывод о геохимическом составе космической пыли на высоте 400 км над поверхностью Земли и его источниках. По мнению ученых, это доказывает гипотезу о внешнем тропосферном источнике живых организмов и позволяет предполагать возможность переноса аэрозольного вещества из тропосферы на высоты ионосферы.