Что нужно знать о жизни россиян в кризис

10 мая был опубликован доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016–2019 годы. Ведомство предлагает ограничить зарплаты бюджетников в 2016–2017 годах, чтобы способствовать выводу экономики страны из рецессии. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин уже заявил, что депутаты могут отрицательно отнестись к этой инициативе и не поддержат ограничение зарплат. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что в Кремле нет четкой позиции по предложениям Минэкономики. Как кризис отразился на жизни россиян — в подборке «Ъ».

Что нужно знать о жизни россиян в кризис
© Коммерсантъ

На чем экономят россияне

В конце апреля ежемесячный мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС показал, что россияне впервые за восемь лет более половины доходов — 50,1% — тратят на продукты. В 2015 году реальные зарплаты россиян сократились на 9,5%, что вынудило домохозяйства пересмотреть траты на мелкие и крупные покупки, а также бюджет на отдых. Россияне также стали реже посещать развлекательные заведения и есть вне дома. Например, согласно исследованию Nielsen от сентября 2015 года, 49% опрошенных признались, что с начала года ни разу не были в барах. Меньше посетителей стало и в точках общественного питания разных форматов. Количество тех, кто хотя бы раз в месяц ходит в рестораны или кофейни снизилось в среднем на 10%.

Как население реагирует на кризис

Согласно последнему опросу ВЦИОМа, опубликованному 10 мая, отличной сложившуюся в стране ситуацию называет всего 1% опрошенных, хорошей — 11%. При этом каждый четвертый ответил, что в его жизни «все хорошо».

Как бизнес переживает кризис

Британская консалтинговая компания Global Counsel в конце 2015 года опубликовала отчет, в котором говорится, что в 2016 году Россию покинут многие мировые компании. Вывод был основан на анализе финансовой отчетности 46 компаний, среди которых BP, Royal Dutch Shell, Deutsche Bank, Siemens, Lafarge. Тяжелее всего кризис переживают компании, работающие в области ритейла, в основном в среднем ценовом сегменте. В 2015 году, с рынка вынуждены были уйти многие бренды, среди которых American Eagle, River Island, Esprit, New Look. С российского рынка также ушла финская сеть универмагов Stockmann, присутствовавшая на рынке с 1989 года. В 2014 году убытки компании составили €26 млн. Рост продаж наблюдается преимущественно в низком ценовом сегменте. Это хорошо видно на рынке фастфуда: лидерами по открытию точек в 2015 году были KFC, Burger King и McDonald`s. По данным «Магазина магазинов», 80% открытых торговых точек в прошлом году пришлось на бренды из сегмента массмаркет. Автомобильные бренды тоже переживают в России не лучшие времена. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2015 году продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России упали на 35,7%, до 1,601 млн машин. Часть марок были вынуждены покинуть страну: в прошлом году ушел Opel, продажи большинства моделей прекратили Chevrolet (оба бренда принадлежат корпорации General Motors) и Honda. Не выдержала конкуренции и испанская марка Seat (принадлежит концерну Volkswagen), покинувшая Россию в ноябре 2014 года.