Войти в почту

Американцы рассказали, как спасли космическую отрасль России

Никакой особой тайны тут никогда и не было — никто просто не говорил об этом прямо. Две американские ракеты (из семи, находящихся в эксплуатации), “Антарес” и “Атлас-5”, оснащаются модифицированными двигателями НК-33 и РД-180 соответственно. Первый носитель разрабатывался Orbital Sciences Corporation, а второй — как раз ULA. Оба агрегата существенно модифицировались перед установкой на ракеты, в основном в плане электронной аппаратуры и системах управления. Тем не менее, технически, это все-таки отечественные двигатели, где большая часть “железа” — российского (в случае НК-33 — советского) производства. Одной из самых очевидных причин при выборе “вражеских моторов” для носителей является экономическая — адаптировать существующие агрегаты, если они подходят под требования, проще, чем разработать с нуля. К тому же, ТТХ советско-российских двигателей лучше соответствовали техническому заданию на новые ракеты. Поэтому было принято решение сэкономить средства и взять уже проверенные решения, тем более, что по меркам космической отрасли НК-33 и РД-180 стоят ну очень дешево. И если с вышеописанным аспектом все более-менее понятно и легко можно просчитать, то второй момент — политический, долгое время оставался подвешен в воздухе. Существовал консенсус, гласящий, что важным аргументом при покупке ракетных двигателей из бывшего СССР был вопрос сохранения отрасли, чтобы технологии в ходе бурных 1990-х не попали в руки “преступных режимов”. Это было бы очень невыгодно для США и данную версию на днях подтвердил Бруно. Его подписчик в Twitter задал вопрос: “Почему ULA использует российские двигатели? В США многие компании могут построить ракетный двигатель. Очевидно, российские дешевле, но может есть и другое объяснение?”. Тори прямым текстом отвечает: “Правительство США (USG) попросило нас купить их в конце холодной войны, чтобы российские ракетчики не закончили в Северной Корее или Иране”. В любом случае, продажи двигателей американцам если и не стали спасительными для разработчика РД-180 “НПО Энергомаш”, то уж точно были не лишними. Несмотря на массу слухов и домыслов, для всех участников сделки, этот контракт является удачным и плодотворным. В данный момент, например, идут работы и по замене НК-33, а точнее его адаптированной версии AJ-26 для “Антаресов”, на РД-180 или его модификации. Дело в том, что производство данных агрегатов невозможно и все они были созданы еще в 1970-х.

Американцы рассказали, как спасли космическую отрасль России
© Популярная механика