Зафиксирована вспышка в галактике NGC 3516

Астрономы провели фотометрическое и спектроскопическое наблюдение сейфертовской галактики, известной как NGC 3516. Во время этой кампании исследователи обнаружили вспышку из этой галактики, которая может предоставить важную информацию о ее природе. Об этом сообщается в статье, опубликованной 2 апреля на arXiv. Активные ядра галактик (AGN) представляют собой компактную область в центре галактики, очень яркую по сравнению с другой частью галактики. Она очень энергична из-за наличия черной дыры или активной области звездообразования в ядре галактики. Астрономы обычно делят AGN на две группы, основываясь на особенностях линий их излучения. AGN первого типа дают широкие и узкие эмиссионные линии, тогда как в AGN второго типа присутствуют только узкие эмиссионные линии. Однако наблюдения показали, что некоторые AGN переходят между этими двумя типами - они известны как активные ядра галактик с изменяющимся внешним видом (CL). NGC 3516 - галактика Сейферта, расположенная на расстоянии от 124 до 215 миллионов световых лет от Земли. Долгосрочная миссия по оптическому наблюдению этой галактики подтвердила, что это CL AGN. Наблюдения показали, что ее широкие линии излучения Бальмера почти полностью исчезли в 2014 году, но в 2018 году слабая, синяя составляющая начала появляться вновь. Недавно группа астрономов во главе с Драганой Илич из Белградского университета, Сербия, решила более внимательно изучить NGC 3516 и ее поведение, проведя кратковременные оптические наблюдения этого источника с помощью Кавказской горной обсерватории. Новое исследование, завершенное архивными данными из Обсерватории Нейла Герела Свифта НАСА, обнаружило новое вспыхивающее событие в этой галактике. «Мы сообщаем об очень недавней вспышке, обнаруженной во время последнего интенсивного фотометрического мониторинга с фильтрами U и B, что может быть индикатором перехода NGC 3516 в фазу высокой активности», - пишут астрономы в статье. Вспышка произошла в конце 2019 года. Наблюдалось общее увеличение яркости в U-и B-диапазонах до максимальной амплитуды 0,25 mag и 0,11 mag соответственно. Было обнаружено, что амплитуда изменчивости в полосе U значительно больше, чем в полосе B. Кроме того, во время вспышки наблюдались более сильные линии железа с высокой ионизацией, чем сообщалось в предыдущих исследованиях. Это говорит о том, что AGN движется к более активной фазе. «Фотометрические и спектроскопические наблюдения, представленные в этой статье, показывают, что AGN NGC 3516 может находиться в переходной фазе, переходя из состояния низкой активности в активную», - заключили исследователи. Однако авторы статьи отметили, что дальнейший интенсивный многоволновой мониторинг NGC 3516 необходим для того, чтобы однозначно подтвердить этот переход.

Зафиксирована вспышка в галактике NGC 3516