Войти в почту

В Томске создали симулятор аварий на энергосистемах в реальном времени

Сотрудники научно-исследовательской лаборатории "Моделирование электроэнергетических систем" Томского политехнического университета (ТПУ) разработали Всережимный моделирующий комплекс (ВМК) реального времени, позволяющий не допускать крупных аварий в ходе работы энергосистем. Как отмечает РИА Новости, российская разработка не имеет мировых аналогов и уже прошла успешную апробацию в реальных условиях энергопредприятий. - Для создания виртуальных копий реальных энергосистем используют комплексы математического моделирования,- приводит агентство комментарий профессора ТПУ Александра Гусева.- На них при помощи дифференциальных уравнений воспроизводятся все процессы внутри энергосистемы. Вычислительные процессы в таких моделирующих комплексах построены на грубых упрощениях. Следовательно, данные о работе энергосистемы такие комплексы выдают неточные и с опозданием, так как на вычислительные процессы требуется еще и некоторое время. Между тем, в энергосистеме будут проходить уже совершенно другие процессы, и полученные данные станут не актуальны. Для решения этой проблемы и разработан ВМК реального времени электроэнергетических систем. Суть разработки заключается в объединении для достижения высокой адекватности результатов нескольких подходов к моделированию: аналогового, цифрового и физического. - У нашего комплекса нет ограничений на размерность - он может повторить даже самую крупную энергосистему. Сколько в реальной энергосистеме генераторов и трансформаторов, столько в нашем комплексе будет содержаться гибридных процессоров,- поясняет Гусев. За последние пять лет научный коллектив кафедры опубликовал по данной технологии более 200 научных статей в рецензируемых международных и российских журналах. Справка "РГ" В научной статье, посвященной разработке, названы факторы, вызывающие крупные системные аварии в энергосистемах различных мегаполисов. Лишь 10 процентов приходятся на стихийные бедствия (цунами, землетрясения, ураганы и так далее). Еще 40 процентов аварий возникают по причине неисправного оборудования - в результате его неправильной эксплуатации или заводского брака комплектующих. Оставшиеся 50 процентов - это ошибки диспетчерского персонала.