Большое красное пятно на Юпитере замедлило свое сжатие

Из снимков, полученных космическим телескопом Hubble, НАСА составило карту Юпитера и смонтировало видео пролета над этим газовым гигантом. Исследования агенства демонстрируют необычные изменения в Большом красном пятне (БКП) планеты. Результаты своей работы авторы опубликовали в Astrophysical Journal, а кратко о них сообщается на сайте НАСА. Ученые заметили к северу от экватора Юпитера некую волну, а также необычные нитевидные особенности в центе БКП. Площадь пятна при этом продолжает сокращаться, однако не так быстро, как ранее, а его очертания принимают более округлую форму. Ранее эксперты не замечали в атмосфере планеты таких природных проявлений. Скорость ветров в районе БКП достигает 540 километров в час. Обнаруженную к северу от экватора волну ученые ранее наблюдали в 1977 году при помощи пролетной миссии Voyager 2, однако фотографии, полученные тогда межпланетной станцией, не отличались высоким качеством. Волну специалисты заметили на 16 градусах северной широты. Эксперты полагают, что она является аналогом земных бароклинных волн (возникающих в атмосфере Земли при формировании циклонов). В ближайшее время планетологи планируют представить аналогичные карты для Урана и Нептуна, а позднее — для Сатурна. Для этого на телескопе Hubble зарезервировано время для наблюдений в рамках Outer Planet Atmospheres Legacy program. БКП имеет размеры около 40 тысяч километров в длину и 13 тысяч километров в ширину. Это больше любых линейных размеров Земли. Пятно представляет собой самый большой атмосферный вихрь в Солнечной системе, а его наблюдением ученые занимаются в течение последних 300 лет. Космический телескоп Hubble способен исследовать космос в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах излучения. Телескоп запущен в космос 24 апреля 1990 года при помощи шаттла Discovery. Масса Hubble — 11 тонн. Его сход с орбиты, как ожидается, произойдет не ранее 2030-го.

Большое красное пятно на Юпитере замедлило свое сжатие