Звезды-гиганты проходят программу резкого похудения

Астрономы из Сиднейского университета впервые обнаружили похудевший тип красной гигантской звезды. Эти звезды претерпели резкую потерю веса, возможно, из-за присутствия жадного соседа. Открытие, опубликованное в журнале Nature Astronomy, является важным шагом вперед к пониманию жизни звезд в Млечном Пути - наших ближайших звездных соседей.<br>В нашей галактике обнаружены миллионы звезд - "красных гигантов". Эти холодные и светящиеся объекты - то, во что превратится наше Солнце через четыре миллиарда лет. В течение некоторого времени астрономы предсказывали существование более тонких красных гигантов. После обнаружения небольшого их количества команда Сиднейского университета наконец-то может подтвердить их существование.<br>"Это все равно, что найти пришельца", - сказал ведущий автор исследования, кандидат наук Ягуан Ли из Сиднейского университета. Нам чрезвычайно повезло найти около 40 более тонких красных гигантов, скрытых в море обычных". Тонкие красные гиганты либо меньше по размеру, либо менее массивны, чем обычные красные гиганты".<br>Как и почему они уменьшились? Большинство звезд на небе находятся в бинарных системах - две звезды, гравитационно связанные друг с другом. Когда звезды в тесных двойных системах расширяются, что происходит по мере старения звезд, часть материала может достичь гравитационной сферы их компаньона и будет перетекать. "В случае относительно крошечных красных гигантов мы думаем, что компаньон может присутствовать", - сказал г-н Ли.<br><b>Внутригалактическая охота за сокровищами</b><br>Команда проанализировала архивные данные космического телескопа НАСА "Кеплер". С 2009 по 2013 год телескоп непрерывно регистрировал изменения яркости десятков тысяч красных гигантов. Используя этот невероятно точный и большой набор данных, команда провела тщательную перепись этой звездной популяции, заложив основу для выявления любых необычных звезд.<br>Было выявлено два типа необычных звезд: красные гиганты с очень низкой массой и малосветящиеся (более тусклые) красные гиганты.<br>Звезды с очень низкой массой имеют массу всего 0,5-0,7 солнечной массы - около половины массы нашего Солнца. Если бы маломассивные звезды внезапно не потеряли массу, их масса указывала бы на то, что они старше возраста Вселенной, что невозможно.<br>"Поэтому, когда мы впервые получили массы этих звезд, мы подумали, что что-то не так с измерениями", - сказал г-н Ли. "Но оказалось, что это не так".<br>С другой стороны, малосветящиеся звезды имеют нормальную массу - от 0,8 до 2,0 солнечных масс. Однако они гораздо менее "гигантские", чем мы ожидали", - сказал соавтор исследования, доктор Саймон Мерфи из Университета Южного Квинсленда. Они несколько уменьшились в размерах, а поскольку они меньше, то и более тусклые, следовательно, "малосветящиеся" по сравнению с обычными красными гигантами".<br>Было обнаружено только семь таких малосветящихся звезд, но авторы подозревают, что в выборке скрывается гораздо больше. "Проблема в том, что большинство из них очень хорошо скрываются от глаз. Это была настоящая охота за сокровищами, чтобы найти их", - говорит доктор Мерфи.<br>Эти необычные данные не могут быть объяснены простыми ожиданиями звездной эволюции. Это привело исследователей к выводу, что должен действовать другой механизм, заставляющий эти звезды резко терять массу: кража массы соседними звездами.<br><b>Перепись звездного населения</b><br>Для определения свойств красных гигантов исследователи опирались на астеросейсмологию - изучение звездных колебаний.<br>Традиционные методы изучения звезд ограничиваются свойствами их поверхности, например, температурой поверхности и светимостью. В отличие от них, астеросейсмология, использующая звуковые волны, проникает под них. "Волны проникают в недра звезды, давая нам богатую информацию в другом измерении", - сказал г-н Ли.<br>С помощью этого метода исследователи смогли точно определить стадии эволюции звезд, их массу и размеры. И когда они посмотрели на распределение этих свойств, то сразу же заметили нечто необычное: некоторые звезды имеют крошечные массы или размеры.<br>"Это очень необычно для аспиранта сделать такое важное открытие", - сказал профессор Тим Беддинг, научный руководитель г-на Ли. Тщательно изучив данные космического телескопа НАСА "Кеплер", Ягуан заметил то, что все остальные пропустили".

Звезды-гиганты проходят программу резкого похудения