Обнаружены новые остатки сверхновой под названием G17.8+16.7

Астрономы из Коста-Рики и Австралии сообщают об обнаружении новых остатков сверхновой в результате изучения гамма-источника, известного под названием FHES J1723.5&#8722;0501. Исследователи нашли, что этот источник представляет собой остатки сверхновой, и дали ему обозначение G17.8+16.7.<br>Остатки сверхновых представляют собой диффузные, расширяющиеся в пространство структуры, образующиеся в результате взрыва сверхновой. Они содержат изверженный материал, расширяющийся в результате взрыва, а также другой материал из межзвездного пространства, который был захвачен в результате прохождения ударной волны со стороны взорвавшейся звезды.<br>Изучение остатков сверхновой представляет интерес для астрономов, поскольку они играют ключевую роль в эволюции галактик, так как рассеивают химические элементы, образовавшиеся в результате звездных взрывов, а также энергию, идущую на нагрев межзвездной среды. Считается также, что остатки сверхновой отвечают за ускорение галактических космических лучей.<br>Объект FHES J1723.5&#8722;0501 представляет собой гамма-источник, обнаруженный за пределами плоскости галактики при помощи космического аппарата Fermi («Ферми») НАСА. Проведенные ранее наблюдения показали присутствие не поддающейся классификации радиооболочки в окрестностях юго-западного края этого источника, показывающей, что объект FHES J1723.5&#8722;0501 может быть связан с остатками сверхновой или туманностью пульсарного ветра.<br>В новой работе группа астрономов под руководством Мигеля Арайи (Miguel Araya) из Университета Коста-Рики приводит новые подтверждения того, что объект FHES J1723.5&#8722;0501 представляет собой остатки сверхновой. Это исследование базируется на анализе архивных данных, собранных в основном при помощи обзоров неба Very Large Array Sky Survey (NVSS) и Continuum map of the HI Parkes All-Sky Survey (CHIPASS).<br>Согласно исследованию, объект G17.8+16.7 представляет собой хорошо различимую эллиптическую оболочку с яркими границами, которая является более плотной, яркой и хорошо очерченной в восточном направлении. Размер этой радиооболочки составляет от 51 до 45 угловых минут.<br>Общая плотность потока излучения со стороны источника G17.8+16.7 на частоте 1,4 гигагерца составляет 2,1 янского, в то время как на частоте 2,3 гигагерца она эквивалентна 1,45 янского. Эти измерения позволили вычислить спектральный индекс по двум точкам, который составил примерно -0,75. Это значение величины спектрального индекса хорошо согласуется с нетепловым излучением со стороны остатков сверхновой, которые активно испускают синхротронное излучение.<br>Согласно этим результатам, остатки сверхновой SNR G17.8+16.7 располагаются на расстоянии от 4500 до 11 400 световых лет от Земли. Астрономы считают, что возраст этих остатков сверхновой составляет примерно 10 000 лет, однако они не исключают полностью альтернативные оценки возраста объекта. Для разрешения этих неопределенностей потребуются дополнительные наблюдения, говорят авторы.<br>Исследования опубликованы на сервере препринтов arxiv.org.

Обнаружены новые остатки сверхновой под названием G17.8+16.7