Субкарлики спектрального класса B в рассеянном скоплении звезд NGC 6791

Используя космический телескоп Kepler («Кеплер») НАСА и телескоп MMT, расположенный на территории Аризоны, США, международная команда астрономов изучила популяцию субкарликов спектрального класса B в рассеянном скоплении звезд, известном как NGC 6791.<br>В целом горячие субкарлики спектрального класса B представляют собой экстремальные объекты горизонтальной ветви, состоящие из ядер, в которых происходит горение гелия, и очень тонких водородных оболочек. Они представляют собой компактные объекты, массы которых обычно составляют около половины массы Солнца, радиусы – от 0,1 до 0,3 радиуса нашего светила, а эффективные температуры находятся в диапазоне от 20 000 до 40 000 Кельвинов.<br>Астрономов особенно интересуют пульсирующие субкарлики спектрального класса B, которые демонстрируют два вида вариаций интенсивности светового потока. Первая разновидность связана с короткопериодическими модами давления (p-моды) и характеризуется периодами пульсаций порядка минут и амплитудами пульсаций порядка десятков тысячной доли единицы звездной величины. Вторая разновидность вариаций интенсивности светового потока связана с долгопериодическими гравитационными колебаниями (g-моды) и отличается периодами пульсаций порядка часов и амплитудами пульсаций менее 10 тысячных долей единицы звездной величины.<br>Недавно группа исследователей под руководством Сачу Санджаян (Sachu Sanjayan) из Педагогического университета Кракова, Польша, провела поиски субкарликов спектрального класса B в рассеянном скоплении звезд NGC 6791, имеющем возраст около 8 миллиардов лет и являющемся одним из самых старых и наиболее богатых металлами скоплений звезд Млечного пути. Это скопление расположено на расстоянии около 13 300 световых лет от нас в направлении скопления Лира, и оно является необычно массивным (его масса составляет около 4000 масс Солнца) и густо населенным звездами.<br>Команда Санджаян обнаружила три субкарлика спектрального класса B в скоплении звезд NGC 6791: KIC 2569576 (B3), KIC 2438324 (B4) и KIC 2437937 (B5). Хотя предыдущие исследования уже показали, что эти звезды являются пульсирующими, астрономы смогли в этот раз получить более подробные и охватывающие более продолжительный период времени данные о периодах их пульсаций. Это позволило подтвердить ранее выясненные частоты пульсаций в g-модах, а также обнаружить дополнительно новые частоты таких пульсаций.<br>Согласно исследованию, эффективные температуры звезд B3, B4 и B5 составили соответственно 24 250, 24 786 и 23 844 Кельвина. Система B4 является двойной и имеет орбитальный период примерно в 9,5 часов, выяснили ученые. Авторы также не исключают возможности, что источники B3 и B5 также могут представлять собой двойные системы.<br>Исследование появилось на сервере препринтов arxiv.org.

Субкарлики спектрального класса B в рассеянном скоплении звезд NGC 6791