В одном из полушарий Европы обнаружено устойчивое присутствие водяных паров

Наблюдения ледяного спутника Юпитера Европы, проведенные при помощи космического телескопа Hubble («Хаббл») НАСА, выявили устойчивое присутствие водяных паров – но, по невыясненной пока причине, лишь в одном полушарии.<br>Под ледяной корой Европы скрывается обширный океан, в котором могут поддерживаться условия, пригодные для жизни. Эти результаты позволяют глубже понять структуру атмосферы ледяных спутников планет и закладывают фундамент для будущих миссий к системе Юпитера, перед которыми, среди прочего, будет стоять задача выяснить, могли ли условия в этой системе – находящейся на расстоянии около полумиллиарда километров от Солнца, благоприятствовать зарождению и развитию жизни.<br>Предыдущие наблюдения водяных паров на Европе были связаны со струями, вырывающимися из-подо льда, которые были запечатлены «Хабблом» в 2013 г. Они аналогичны гейзерам, обнаруживаемым на Земле, но простираются в высоту до 100 километров. В результате извержения этих струй в атмосфере спутника Юпитера временно появляются капли водяного пара, давление которых у поверхности примерно в один миллиард раз меньше атмосферного давления на Земле.<br>Согласно этим новым результатам, однако, аналогичные количества водяных паров обнаруживаются на большом участке поверхности Европы. Эти результаты основаны на наблюдениях, проведенных при помощи «Хаббла» в период между 1999 г. и 2015 г. Данные указывают на долгосрочное присутствие водяных паров в атмосфере лишь заднего полушария Европы – то есть того полушария, которое всегда направлено в сторону, противоположную направлению орбитального движения спутника вокруг Юпитера. Причина такой асимметрии между ведущим и задним полушариями Европы пока остается невыясненной.<br>Это открытие было сделано в результате нового анализа снимков и спектров из архива «Хаббла», основанного на методе, который недавно привел к открытию водяных паров в атмосфере спутника Юпитера Ганимеда, Лоренцом Ротом (Lorenz Roth) из Королевского технологического института, Швеция.<br>Это открытие прокладывает путь более подробным исследованиям Европы при помощи зондов нового поколения, таких как миссия Europa Clipper НАСА и Jupiter Icy Moons Explorer (JUICE) Европейского космического агентства. Понимание формирования и эволюции Юпитера также поможет астрономам глубже понять планеты юпитерианского типа, обнаруживаемые вокруг иных звезд, отмечают авторы.<br>Исследование опубликовано в журнале Geophysical Research Letters.

В одном из полушарий Европы обнаружено устойчивое присутствие водяных паров