Астрономы получили снимок «глаза» туманности Сатурна

Изображение такой четкости удалось получить впервые. Оно может стать ключом к пониманию механизма образования странных форм космических туманностей, сообщается на сайте обсерватории.

Астрономы получили фото космического "глаза Сатурна"
© 360tv.ru

Туманность Сатурн, открытая Уильямом Гершелем 7 сентября 1782 года, находится на расстоянии около пяти тысяч световых лет от Земли и не имеет ничего общего с планетой со схожим названием. Такое имя объект получил из-за своей странной формы, напоминающей глаз или шар с кольцом вокруг.

Когда-то облако газа в космосе было звездой с малой массой, которая в конце жизни превратилась в красный гигант и начала расширять свои внешние слои. Звездный материал выбрасывался из горячего ядра и подгонялся ультрафиолетовым излучением. Так образовалась околозвездная туманность, состоящая из пыли и яркого горячего газа. В основе Сатурна лежит обреченная звезда, видимая на этом изображении в процессе образования белого карлика.

Снимок получен при помощи Multi Unit Spectroscopic Explorer (MUSE) — прибора, установленного на одной из четырех частей телескопа VLT в Чили. Он настолько мощный, что он не просто создает изображение, но и собирает информацию о спектре или диапазоне цветов объекта в каждой точке изображения. Полученное изображение туманности Сатурна раскрывает множество сложных структур, включая эллиптическую внутреннюю оболочку, внешнюю оболочку и ореол. Оно также показывает два ранее не обнаруженных потока, простирающихся от каждого конца длинной оси туманности.

Ученых заинтриговало сложное распределение пыли внутри туманности. Ее концентрация уменьшается на краю внутренней оболочки, где, судя по всему, она разрушается. Существует несколько потенциально возможных механизмов этого разрушения. Внутренняя оболочка является, по существу, расширяющейся ударной волной, поэтому она может врезаться в пылевые зерна и уничтожать их, или создавать дополнительный эффект нагрева, испаряющего пыль.

Сопоставление газовых и пылевых структур в планетарных туманностях поможет понять их роль в жизни и смерти звезд с низкой массой, а также объяснить, как туманности приобретают свои странные и сложные формы.

Возможности MUSE простираются далеко за пределы планетарных туманностей. Этот чувствительный инструмент может также изучать образование звезд и галактик и отображать распределение темной материи.

Не так давно ученые опубликовали самую точную из когда-либо и

созданных карту распределения темной материи в нашей Вселенной. Она учитывает данные о более чем 26 миллионах галактик и позволит понять происхождение этой субстанции, а также природу другого загадочного явления — темной энергии.