Сибирские ученые изучили на крысах возможности клеточной медицины

Как отмечает пресс-служба ИЦиГ СО РАН, одним из наиболее молодых и перспективных направлений развития медицинской науки является регенеративная клеточная медицина. В теории все выглядит следующим образом. Сначала из клеток пациента (например, клеток кожи) получают плюрипотентные стволовые клетки, их еще называют индуцированными. А затем их дифференцируют, то есть получают из них клетки заданного типа. "В результате можно будет создавать необходимые донорские органы из собственного материала пациента, а также замещать пораженные ткани. Таким образом, удастся решить проблемы как приживления пересаженного органа, так и ожидания подходящего донорского материала", - отмечают в пресс-службе института. Ученые сходятся во мнении, что развитие данной технологии способно произвести революцию в лечебном процессе, но этому будет предшествовать огромная исследовательская работа, которой сейчас и занимаются десятки научных групп по всему миру. - Мы изучали влияние микроРНК (рибонуклеиновой кислоты) на то, как протекает процесс превращения клетки в плюрипотентную стволовую, - говорит участник группы, кандидат биологических наук Владимир Шерстюк. - Для этого взяли у одной и той же линии крыс три группы клеток: первая группа - дифференцированные клетки, извлеченные из кожной ткани, вторая - эмбриональные стволовые клетки (естественного происхождения) и, наконец, индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, искусственно созданные из фибробластов. У каждой из групп мы выделили микроРНК и сравнили их. Результаты получились весьма интересные. Механизм превращения дифференцированных клеток обратно в плюрипотентные на крысах малоизучен, и это делает работу, проведенную новосибирскими учеными, уникальной. Результаты показали, что стволовые клетки, полученные искусственным путем, по профилю микроРНК имеют мало отличий от естественных. А, значит, эту технологию уже можно считать достаточно надежной. Кроме того, отмечают в пресс-службе ИГиЦ, ученым удалось выявить еще ряд микроРНК, также участвующих в этом процессе, о которых ранее науке не было известно. В дальнейшем эти исследования помогут лучше понимать фундаментальный механизм превращения клетки и благодаря этому создавать более качественный материал для работы, дифференцировать стволовые клетки в нужные ткани. Полученные данные опубликованы в одном из ведущих мировых научных журналов - Scientific Reports. Работы по данному проекту выполняются при поддержке Российского научного фонда.

Крысы двигают регенеративную медицину