The Independent (Великобритания): в большой гонке за средиземноморский газ Трамп придет последним, если Турция и Россия добьются своего в Ливии

Пока Турция устраивает хаос в Ливии и на востоке Средиземного моря, Трамп, по всей видимости, сильно отстает. Очевидно, он хорошо осведомлен об интересах США в Средиземноморье, но совершенно не замечает тот факт, что передача Ливии, как и Сирии до нее, в руки России и Турции приведет его к полному поражению в газовой гонке, включая поставки энергоресурсов в Европу.

В большой гонке за газ Трамп придет последним
© © REUTERS, Amir Cohen

Колониальные войска из Индии, Африки и Балкан играли ключевую роль для Британской, Французской и Османской империй соответственно. К примеру, османы использовали такие отряды в качестве вспомогательных отрядов в битвах по всему миру, и многим бойцам даже не нужно было принимать ислам. Султан Османской империи часто одаривал их большими земельными наделами и щедрыми денежными наградами в обмен на службу в его армии.

Теперь президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган стремится возродить эти традиции империи на Ближнем Востоке. Ожидается, что этнические туркмены из числа сирийских повстанцев, воевавших вместе с Турцией на севере Сирии окажутся среди тех военнослужащих турецких сухопутных войск и ВМС, которые готовятся к отправке в Ливию, где они должны будут укрепить позиции признанного международным сообществом правительства в Триполи.

Неважно, что эти бойцы — сирийцы, не имеющие никакого отношения к Ливии. И неважно, что эти бойцы не имеют никакого отношения к тому, почему ливийцы воюют друг с другом. Готовящийся к развертыванию «Легион Шама» состоит из исламистов, непосредственным образом связанных с «Мусульманским братством» (запрещено на территории РФ. — прим.ред).

Эти наемники — вовсе не борцы за свободу. Их идеологические мотивы и амбиции в регионе очевидны.

Между тем, хотя эти же самые сирийские боевики в настоящее время являются мишенью военной кампании России в Сирии, их отправка в Ливию отлично вписывается в планы Москвы в этой североафриканской стране.

С конца холодной войны Россия постоянно пыталась догнать сильные западные альянсы. Но теперь, когда Турция все больше отворачивается от Западной Европы и Соединенных Штатов, в политическом смысле Москва выглядит намного сильнее, чем прежде.

Признает Анкара это или нет, Россия намеревается использовать ее региональные амбиции в свою пользу. Обнаружение значительных запасов газа на востоке Средиземного моря, вокруг Греции, Кипра, Египта и Израиля, заставило Турцию забеспокоиться, и Москва это знает. Русские — мастера подрывной дипломатии, и они не колеблясь используют амбиции Эрдогана в регионе, чтобы помешать Западу реализовать его интересы в этом новом энергетическом узле.

На прошлой неделе конгресс США одобрил законопроект, подготавливающий почву для налаживания партнерских отношений в области энергетики и безопасности со странами восточного Средиземноморья, — в попытке сорвать планы Турции и России. Кроме того, президент США Дональд Трамп подписал закон, который вводит санкции против любой компании, помогающей российской государственной компании «Газпром» достроить ее газопровод, ведущий в Германию, — к ужасу Евросоюза и России.

Между тем Израиль, Греция и Кипр готовятся подписать 2 января соглашение на строительство газопровода EastMed, ведущего в Европу. Ожидается, что по этому новому газопроводу в Европу будет поставляться такое количество газа, которое позволит покрыть 10% ее потребностей, что в перспективе может стать помехой для поставок российского газа, который поступает на юг Европы через Турцию, и свести на нет зависимость этой части Европы от Москвы.

Президент России Владимир Путин понимает, что, если ссора вокруг Израиля и Греции закончится тем, что Турция окончательно лишится доступа к газовому марафону, это станет ударом для Москвы. Сейчас в регионе возник серьезный и беспрецедентный раскол — Россия и Турция оказались на одной стороне, а США, Израиль, Греция и Кипр — на другой.

Соединенные Штаты противостоят интересам России, понимая, что им необходимо сохранять существенное влияние на газовые поставки в Европу. Однако Турция, кажется, решительно настроена встать на пути Америки и предоставить России свободу действий на юге Европы.

Если Вашингтон действительно хочет понять мотивы России, ему следует обратить внимание на Ливию. В основе конфликта в Ливии, где генерал Халифа Хафтар проводит военную кампанию, направленную на захват Триполи, лежит богатая газом восточная часть Средиземного моря. Россия особо не поддерживает Хафтара в его попытках занять столицу, и не стоит строить иллюзий по этому поводу. Российские чиновники встретились в Москве с поверенными ливийского правительства, признанного международным сообществом. В то же время российские наемники сражаются вместе с Ливийской национальной армией Хафтара. Пока мы разговариваем, турецкие чиновники встречаются с их коллегами в Москве, чтобы обсудить будущие общие интересы в Сирии и Ливии.

Русские — несомненно, при поддержке Турции — повышают ставки и пытаются доминировать по обе стороны конфликта в Ливии в рамках своего стремления вытеснить Запад из этой страны. И пока они добиваются успеха. Теперь Эрдоган хочет отправить в Ливию своих военных для обеспечения поддержки в воздухе, на суше и в море, — в дополнение к наемникам из числа сирийских туркменов — чтобы помешать реализации амбиций Хафтара и чтобы укрепить решающую роль России в этом конфликте.

Военная поддержка — это часть соглашения безопасности, подписанного правительством в Триполи и Турцией, а также другого соглашения касательно границ, которые уже почти не существуют. Турция находится в сотнях километров от Ливии. Чтобы туда попасть ей необходимо попутно взять под контроль Кипр и другие греческие острова.

Вместо того чтобы договариваться с центральными игроками в регионе, Анкара сосредоточилась на том, чтобы разрушить Газовый форум сотрудничества между ними, поскольку сама она не входит в его состав. Такая агрессивная позиция Турции обернулась такой мобилизацией военного потенциала стран этого региона, которого ранее никогда не было.

Турция хочет создать свою военную базу либо в Ливии, либо в Тунисе. В 2017 году Анкара и Тунис подписали соглашение о военном сотрудничестве, которое включало в себя военную подготовку тунисских солдат и инвестиции в тунисскую систему обороны. В четверг, 26 декабря, Эрдоган неожиданно приехал в Тунис, чтобы обсудить способы «создания стабильности в Ливии».

Амбиции Эрдогана на севере Африки хорошо сочетаются с подъемом нового правительства Туниса, в котором ключевую роль играют исламисты.

В противостоянии в Средиземном море все чаще случаются просчеты, и в скором времени Турция, вероятнее всего, увеличит свое военное присутствие в Ливии. В результате весь восток Средиземного моря может оказаться в огне.

Пока Турция устраивает хаос в Ливии и на востоке Средиземного моря, Трамп, по всей видимости, как всегда сильно отстает. Очевидно, он хорошо осведомлен об интересах США в Средиземноморье, но он совершенно не замечает тот факт, что передача Ливии (как и Сирии до нее) в руки России и Турции приведет его к полному поражению в газовой гонке.

Трамп занимается тем, что пытается задобрить Эрдогана в связи с ситуацией в Сирии, и этому нужно положить конец. Его советникам необходимо закатать рукава и составить план, чтобы помешать России и Турции действовать сообща в Средиземном море и вернуть Турцию на орбиту Запада, пока еще не поздно.

The Independent (Великобритания)