Войти в почту

Обозначены возможности перспективных российских беспилотников

Разработчики рассказали, какими возможностями будут обладать перспективные российские беспилотники. «Одно из основных направлений, над которым мы сегодня работаем – это разработка так называемой радиооптической фазированной антенной решетки (РОФАР). Ее будет удобно использовать в первую очередь на БЛА. Элементами антенных систем на основе фотонных кристаллов, которые будут составлять РОФАР, можно покрыть большие площади поверхности беспилотника. Соответственно, с этих поверхностей можно будет излучать большую мощность при высоком КПД», – рассказал советник первого замглавы концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Владимир Михеев, слова которого приводит пресс-служба КРЭТ. «Возможности такой РЛС не регламентируются ничем, кроме мощности энергетических установок носителя. РОФАР обладает и еще одним крайне важным для БЛА свойством – она может длительное время находиться в воздухе без обслуживания. В этом смысле автономность такой РЛС превосходит автономность современных беспилотников – она может работать без посадки по несколько суток», – сообщил он. По словам Михеева, без человека появляется возможность значительно усовершенствовать пилотажно-навигационные комплексы, которые отвечают за управление летательными аппаратами. «К тому же при создании беспилотника не стоит задача беречь пилота от перегрузок, БЛА может летать по тем траекториям и с такими скоростями, которые позволяют законы аэродинамики и характеристики его силовой установки. Человек может потерять сознание уже при перегрузке в 3–5 g, подготовленный пилот может выдержать кратковременную перегрузку до 6–7 g, а БЛА может выполнять полеты с перегрузками до 20 g и даже больше», – отметил он. «Все это говорит о том, что эволюция БЛА будет идти совсем иначе и зависеть от несколько иных технологических решений. Так, в летательном аппарате человек включен в управление. От момента получения им информации до принятия решения, которое реализуется ручкой управления, проходит какое-то время. Это время достаточно велико. Пока он принимает решение, летательный аппарат может преодолеть несколько десятков или даже сотен метров», – рассказал Михеев. «В случае с БЛА все больше и больше таких решений будет приниматься в автоматическом режиме за время, исчисляемое миллисекундами, и зависеть от качества и скорости сбора и передачи полетной информации, мощности компьютера, который ее обрабатывает», – отметил он. По его словам, отсутствие кабины с пилотом позволяет не учитывать при создании БЛА целый ряд ограничений по тепловой нагрузке и защите человека от вредных СВЧ радиационных излучений. БЛА может летать с гиперзвуковой скоростью, идя в плазме, при этом охлаждать придется лишь чувствительную к высоким температурам аппаратуру, но даже она может переносить куда больший нагрев, чем организм человека, добавил он. «Полет может проходить не только на высоких скоростях, но и по другим баллистическим траекториям. К примеру, в ближнем космосе, где есть жесткое рентгеновское излучение. Таких нюансов очень много. Некоторые из них мы пока раскрывать не будем. Но сегодня уже со всей определенностью можно сказать, что мы находимся на пороге новой эры беспилотной авиации», – сказал Михеев. В мае гендиректор ОПК Сергей Скоков сообщил, что в России создана первая программа по развитию беспилотников, рассчитанная на 2016-2025 годы. Сообщалось, что к 2025 году силовые ведомства страны смогут получить сотни беспилотных аппаратов российского производства. До этого министр обороны России Сергей Шойгу сообщил, что на закупку беспилотников для армии планируется израсходовать почти 320 млрд рублей до 2020 года. В начале сентября в интернете появился снимок российского беспилотного летательного аппарата, создаваемого по проекту «Корсар» для российского министерства обороны и ранее не демонстрировавшегося широкой общественности. В конце того же месяца стало известно, что в России создается «всевидящее око» для беспилотников, которое позволит заглянуть за границы привычного человеческому глазу электромагнитного спектра. В начале октября сообщалось, что российские беспилотные летательные аппараты (БПЛА) нового поколения оснастят уникальным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), позволяющим обмениваться данными между «землей» и БПЛА без участия наземного пункта управления. На выставке «День инноваций Минобороны-2015» сообщалось, что в России создали первый отечественный двигатель для перспективных беспилотных летательных аппаратов. Кроме того, в середине октября стало известно, что ученые Омского государственного технического университета создали беспилотный летательный аппарат для работы в экстремальных условиях Арктики.