Войти в почту

Третейским судам хотят дать больше независимости

Депутаты нижней палаты парламента Иван Сухарев, Антон Ищенко и Сергей Каргинов (все – ЛДПР) подготовили ряд поправок (есть у «Известий») ко второму чтению законопроекта «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в РФ». В частности, законодатели предлагают отказаться от идеи, что все третейские суды обязательно должны создаваться и работать при некоммерческих организациях (НКО), а также изменить ряд статей, которые в сегодняшнем варианте законопроекта позволяют органам власти напрямую воздействовать на работу третейских судов, в частности, назначать в коммерческий арбитраж государственных судей. По мнению парламентариев, если закон окончательно будет принят в таком виде, в каком он был принят в первом чтении – третейское судопроизводство в России ждут крайне сложные времена, что скажется на качестве решений экономических споров в стране и уровне притока инвестиций. В декабре 2013 года президент России Владимир Путин, выступая с ежегодным посланием перед членами ФС РФ, потребовал в кратчайшие сроки внести законопроект о третейском судопроизводстве. Тогда Владимир Путин отметил, что российские механизмы разрешения хозяйственных споров до сих пор далеки от лучших мировых практик. Правительство РФ законопроект о реформе института третейского разбирательства внесло в Госдуму лишь в мае 2015 года. В настоящее время этот документ прошел первое чтение. Ряд депутатов считают, что текст законопроекта нуждается в кардинальных изменениях, которые необходимо принять во втором чтении. В частности, законодатели заметили, что сегодня подавляющее большинство третейских судов (коммерческих арбитражей) в России действуют при коммерческих организациях. Правительственный же законопроект предлагает создавать арбитражи при НКО, что сразу приведет к закрытию многих негосударственных коммерческих судов. Кроме этого, ряд вопросов вызывают и положения, в соответствии с которыми фактически вводится лецинзирование отрасли путем выдачи разрешений для деятельности третейских судов представителями Министерства юстиции. Чиновники смогут и принимать решения о прекращении деятельности судов. Проблему депутаты увидели и в том, что законопроект позволяет Минюсту для проведения тяжб назначать государственных судей, что может многих иностранных инвесторов заставить с опаской смотреть на возможность заключения договоров в российской юрисдикции. - Сегодня в законопроекте заложено огосударствление третейского разбирательства. Разрешение на деятельность суда будет зависить фактически от решения чиновников. Это может привести, во-первых, к коррупции, во-вторых к тому, что иностранные инвесторы начнут отказываться от заключения договоров в РФ и больше предлагать иностранные юрисдикции, - считает соавтор поправок, член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Иван Сухарев. – Все это приведет к экономическим потерям. Мы в поправках предлагаем исключить механизм разрешений и дать третейским судам необходимую независимость. Много вопросов вызывает и сама стилистика законопроекта, которая дает много возможностей для двоякого толкования, используя такие понятия как "авторитет" и "репутация", необходимые для деятельности третейского суда. Например, п. 6 ч. 5 ст. 44 проекта закона устанавливает обязательное требование наличия у НКО, при котором создано арбитражное учреждение – «репутации», позволяющей обеспечить высокий уровень организации деятельности третейского суда. О том, каким образом будет оцениваться "репутация", законопроект ничего не говорит. Аналогичное размытое положение содержиться и в ч. 7 ст. 44 законопроекта: «Решение о выдаче иностранному арбитражному учреждению разрешения на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения на территории РФ принимается, если указанное учреждение обладает «широко признанной международной репутацией». Пункт 5 ч. 5 ст. 44 проекта устанавливает требование наличия у арбитра третейского суда «высокого профессионального авторитета в юридическом сообществе». Того, что к хорошему профессионалу не всегда может быть хорошее отношение в профессиональном сообществе из-за зависти или других причин, закон не учитывает. С положениями принятого в первом чтении законопроекта о реформе института третейского разбирательства не согласны и сами представители отрасли. По мнению президента «Союза третейских судов» Алексея Кравцова, процедура выдачи разрешений для деятельности негосударственных коммерческих судов создает почву для коррупции, а возможность от лица Минюста назначать государственных судей в третейские суды приведет к коллизиям, поскольку данные разбирательства имеют свою специфику, и госсудья без специальной подготовки просто не сможет качественно работать. Сам текст законопроекта, по его мнению, являются поверхностным. - Вся эта история началась с поручения президента страны помочь законодательно развитию третейского судопроизводства. Но сегодня в законопроекте нет ничего существенного, что помогло бы отрасли, однако есть ряд положений, которые могут заметно ударить по третейским судам. Сегодня порядка 80 % третейских судов созданы при коммерческих организациях. Проект предлагает чтобы все они стали НКО, - заметил Алексей Кравцов. – Принятие этого положения приведет к повальному закрытию третейских судов - из 1500 их может остаться на всю страну 50. Алексей Кравцов отметил, что на фоне вступающего в силу 1 октября федерального закона о банкротстве физических лиц государственные суды рискуют не справиться с объемом новых экономических тяжб, которые во всем мире решаются коммерческими арбитражами. Единоросс, член комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин считает, что с некоторыми доводами авторов поправок нельзя согласиться. - Сейчас есть большое недоверие к третейским судам. Они стали "карманными", бесконтрольно создаются и не несут ответственности за свои решения. Они должны регистрироваться - это безусловно, но регистрация должна быть, на мой взгляд, уведомительной, а не разрешительной. То есть просто при Минюсте нужно завести реестр судов и вносить туда новые открывающиеся третейские суды, - считает Рафаэль Марданшин. – Это как раз поможет избежать коррупции, и можно будет влиять в случае массы претензий к суду путем выведения из реестра. Что касается формы НКО, то это предлагается сделать для того, чтобы они были зарегистрированы в соответствии с Гражданским кодексом России. Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников считает, что при всем несовершенстве сегодняшней системы третейских судов, они выполняют свои функции, и при принятии законопроекта нужно более четко определить условия реформы. - Сейчас ситуация усугубляется тем, что вступает в силу закон о банкротстве физлиц. Перезагрузка нужна, но третейские суды при всем их несовершенстве работают и позволяют урегулировать немало дел. Многие обвиняют их в афиллированности компаниям, при которых они созданы, но любой недовольный решением всегда может обратиться в государственный суд и решать разногласия там, - заметил Масленников. - Я бы сделал это так: взял паузу на формирование замысла этой реформы, посмотрел, как суды будут справляться с действием закона о банкротстве физлиц, усилил бы наблюдение, но не контроль. В противном случае все мы можем прийти к судебному коллапсу. Сегодня третейские суды получают средства в основном в виде третейских сборов от сторон, участвующих в коммерческом разбирательстве. Также кроме сбора стороны тяжбы как правило компенсируют суду и расходы, необходимые для проведения процесса. В эти расходы могут входить экспертизы, перевод документов и даже оплата транспорта для судей. Сам уровень третейских сборов и правила компенсации расходов прописываются каждым арбитражем во внутреннем положении. В основном это определенный процент от суммы разибрательства плюс фиксированная сумма. При крупных тяжбах сбор может составлять несколько сот тысяч рублей.

Третейским судам хотят дать больше независимости
© ТАСС/ Сергей Шлеюк