Что объединяет Мажино, барона Маннергейма и Сталина
Первая мировая унесла с собой от 17 млн до 21 млн человек. Столь большой разброс объясняется тем, что далеко не всегда точно было известно количество задействованных и погибших солдат в той или иной операции, не говоря уже о мирном населении. Кроме того, в некоторых случаях к погибшим не относили без вести пропавших. Да и точность переписи населения в те времена оставляла желать лучшего. Достаточно эффективным средством уменьшения потерь живой силы и техники в то время считалось наличие различного рода укреплений. [caption id="attachment_1578197" align="aligncenter" width="1280"] Фото: wikipedia.org[/caption] Франция стала строить такие укрепления на границе с Германией в 1929 году для защиты промышленного потенциала Эльзаса и Лотарингии. Система оборонительных сооружений получила название Линия Мажино в честь бывшего военного министра Франции, кстати, не дожившего до окончания строительства. В 1935 году работы по возведению фортификаций были в основном завершены, однако различного рода улучшения продолжались вплоть до 1940 года. Общая протяженность линии укреплений достигала 750 км. Как нам уже известно, эффективность Линии Мажино оказалась очень низкой, поскольку германские войска при нападении на Францию просто обошли ее. [caption id="attachment_1578205" align="aligncenter" width="1280"] Фото: mapio.net[/caption] Еще раньше, в 20-х годах ХХ века, возведение линии укреплений вдоль границы с Советским Союзом начала Финляндия. Свое название – Линия Маннергейма – она получила в честь финского главнокомандующего маршала Карла Маннергейма, который и стал инициатором этого строительства для защиты Карельского перешейка. Общая протяженность Линии Маннергейма между Финским заливом и Ладожским озером составила примерно 135 км. Именно здесь развернулись наиболее ожесточенные бои во время Советско-Финской войны 1939-1940 гг. [caption id="attachment_1578222" align="aligncenter" width="1280"] Фото: wikipedia.org[/caption] В Советском Союзе военные укрепления начали стоить в 1928 году. Эти сооружения не составляли единое целое, а представляли собой отдельные укрепрайоны, которые строились от Карельского перешейка на сервере до Черного моря на юге. Общая длина всех фортификационных сооружений достигала почти 1850 км. Линией Сталина эту сеть укрепрайонов стали называть после публикации в русскоязычной латвийской газете «Сегодня».