Войти в почту

Взрыв в Сайгоне - Вьетнамские подпольщики взорвали американский корабль, перевозивший самолеты

Доставка авиатехники во Вьетнам «Золотой век» авианосцев наступил в ходе Второй мировой войны. Авианосцы стали главной силой мировых флотов и выполняли различные задачи. В соответствии с этими задачами, авианосцы делились на тяжёлые, лёгкие и эскортные. Последние представляли собой корабли, сделанные на базе корпусов торговых судов - сухогрузов, танкеров, пассажирских лайнеров. Они развивали не очень большую скорость и несли 20-25 самолетов. Главной их задачей было сопровождать океанские конвои, находясь в составе ближнего охранения, и своими самолетами защищать конвой от атак немецких и японских подводных лодок. Эскортные авианосцы во время войны входили в состав флотов США, Великобритании и Японии. Всего было построено около сотни таких кораблей. После войны их боевая ценность быстро обнулилась, так как тактико-технические данные эскортных авианосцев перестали удовлетворять военных даже в небольших странах. Часть эскортных авианосцев отправили «на иголки», часть перевели в резерв, а несколько единиц переделали в транспорты авиационной техники. Они на своих полетных палубах перевозили самолеты и вертолеты на заокеанские базы США. После Корейской войны в Юго-Восточной Азии вспыхнула война во Вьетнаме. Собственно говоря, началась она ещё в 1946 году, когда Франция не согласилась с перспективой получения Вьетнамом независимости и выходом его из состава французского Индокитая. Начались боевые действия против Демократической республики Вьетнам (ДРВ). ДРВ занимала северные территории Вьетнама со столицей в Ханое. Коммунисты во главе с Хо Ши Минном организовали народное сопротивление колонизаторам. Война закончилась в 1954 году полным поражением французов и признанием ДРВ основными странами, в том числе Францией, СССР и Китаем. А на территории современного Вьетнама образовались две страны – прокоммунистическая ДРВ на севере и прозападный Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне на юге. Это был промежуточный результат, и долго он продержаться не мог. Американцы начали войну с ДРВ в 1964 году с классической провокации. Смотри статью «Тонкинский инцидент». Началась многолетняя вьетнамская война. Историки называют её второй индокитайской войной. Война была полномасштабной и требующей всё большего количества техники. Рациональные американцы решили использовать свои эскортные авианосцы для доставки как наземной, так и авиационной техники. В авиационном ангаре под полетной палубой располагались автомобили и бронетехника. А на полетную палубу грузили самолеты и вертолеты. Конечно, авиацию можно было перебросить по воздуху. Но это потребовало бы спланировать целую операцию в виде перелетов с множеством посадок для дозаправки. Значительно дешевле и спокойнее было погрузить краном в Сан-Диего на полетную палубу самолеты, и выгрузить их в Сайгоне. Для этой цели два эскортных авианосца типа «Боут» «Коур» USS CVE-13 «Core» и «Кард» USS CVE-11 «Card» были выведены из состава ВМФ США и переданы Транспортному командованию Министерства обороны США. Корабли поменяли обозначения USS на USNS. Именно так обозначаются вспомогательные суда Транспортного командования. Ради справедливости надо сказать, что бывшие авианосцы совершали рейсы во Вьетнам с гражданскими экипажами. Для описания дальнейших событий это очень важно. Американские моряки называли эти два корабля «джип-карриеры». Дак Конг Один из стереотипов наших читателей об армии ДРВ заключается в том, что армия Северного Вьетнама состояла только из ракетчиков ПВО и летчиков. Они под руководством советских инструкторов с помощью ЗРК С-75 и истребителей МиГ-21 защищали небо своей страны. Были еще транспортные войска, которые по «тропе Хо Ши Мина» доставляли оружие в Южный Вьетнам. Но это далеко не так. Вьетконг – так американцы называли партизан южного Вьетнама. Фактически же, это были подразделения армии Северного Вьетнама. И у партизан Вьетконга были свои разведывательно-диверсионные группы. Особенностью этих групп было то, что подготовку они проходили в ДРВ, и, вероятно, под руководством советских инструкторов. В это сложно поверить, но в партизанском движении Южного Вьетнама были не только разведчики, минеры, но и боевые пловцы! Уровень их профессиональной подготовки был столь высок (явно просматривалась роль советских инструкторов), что для борьбы с ними и для охраны своей военно-морской базы Камрань, расположенной на территории Вьетнама, американцы привлекли шесть боевых дельфинов и морских львов. В течение 15 месяцев они уничтожили, по неофициальным данным несколько десятков боевых пловцов из Вьетнама. Более подробно смотри статью «Спецназ без погон». ДРВ использовала для заброски в тыл к американцам диверсионных групп свою авиацию. Назывались эти части «Дак Конг». Формально, дата основания «Дак Конга» было 19 марта 1967 года, но фактически диверсанты воевали еще в первую Индокитайскую войну с Францией. В состав «Дан Конга» входили: - «Дак Конг бо» - в нашем понимании армейский спецназ. - «Дак Конг нуок» - боевые пловцы разведчики и диверсанты. -«Дак Конг бьет донг». Этот спецназ был вьетнамским ноу-хау. В него входили диверсанты-подпольщики, способные вести партизанскую войну в городах годами, без внешней поддержки. Война велась по всем правилам и очень серьезно. «Зеленые береты» и «Коммандос» проигрывали эту войну. Лам Сон Нао В 1963 году программу подготовки в одной из частей «Дак Конг» прошел 27-летний житель Сайгона Лам Сон Нао. Сайгон был его родным городом. Работать Нао начал, как и многие сверстники, в 17 лет. В Первую Индокитайскую войну многие его родственники были убиты французами. Эта трагедия породила у Нао жгучую ненависть к иностранцам-оккупантам. Он одобрял идею воссоединения Вьетнама, и с симпатией относился к Хо Ши Мину. Нао стал подпольщиком и был направлен на курсы диверсантов «Дак Конг». После окончания курсов он вернулся в Сайгон, где жили его родители. Нао стал командиром 65-й группы специальных операций, которая должна была вести разведку и осуществлять диверсии в порту города Сайгон. Отец Нао работал в порту, и он помог устроиться в порт сыну. Таким образом, а это было очень важно, Нао мог свободно перемещаться по территории порта. Главной задачей 65 группы была разведка в порту Сайгон. Но неожиданно пришел другой приказ. Осенью 1963 года в Ханое приняли решение подорвать один из двух авиатранспортов, перевозящих технику для продолжения войны. «Коур» должен был встать на разгрузку в конце 1963 года, и, исходя из этих данных, приказ был сформулирован следующим образом – подорвать «Коур» в порту Сайгона. В Ханое понимали, что взрыв произойдет в порту, корабль наверняка спасут, но главное было не это. Основные цели взрыва – повредить, или уничтожить как можно больше авиационной и бронетехники и достичь пропагандисткого эффекта. Американцы не должны были чувствовать себя в Сайгоне, как дома. Бомбу Нао сделал сам, но она получилась очень тяжелой и большой. Вес мины составлял 80 кг! Это было объяснимо. Заряд должен был повредить корабль водоизмещением 14 000 тонн, а взрывчаткой был обычный тринитротолуол. Пронести в порту к урезу воды такую тяжесть Нао физически не мог. Он вынужден был привлечь к операции члена своей группы Нгуена Ван Кая. Его задача была помочь Нао дотащить мину до воды. Дальше Нао, прошедший подготовку боевого пловца-диверсанта, должен был установить мину на днище корабля. Встал вопрос – причалы в порту патрулировались и тщательно охранялись. Протащить тяжеленную мину по территории порта явно не получится. Ведь все вьетнамские докеры при входе в порт тщательно досматривались. Помог отец. Он подсказал сыну, что под территорией порта проходит двухкилометровый канализационный тоннель. Нао прошел тоннелем. По нему действительно можно было с тяжелым грузом дойти до уреза воды, но… Как всегда в таких случаях, было но. В 60-х -70-х годах никто на планете об экологии особенно не задумывался, а в Юго-Восточной Азии тем более. Этот тоннель служил для промышленных стоков, и жидкость в нем была крайне агрессивна к организму человека. Например, попадание грязи, или жидкости в глаза приводило к химическому ожогу глаз. Основной вопрос был в том, что часть пути по тоннелю нужно было пройти, погрузившись в химическую жижу с головой. Руководство партизан одобрило этот план. Диверсия 29 декабря 1963 года Нао и Кай протащили бомбу по тоннелю. Всё получилось, Нао закрепил бомбу на корпусе авиатранспорта и поставил таймер на 19-00. Так же скрытно они вернулись обратно. Но… взрыва не происходит! Нао, как подготовленный боевой пловец понимает, что корпуса кораблей в гавани Сайгона регулярно проверяются на предмет наличия мин, и утром его мина обязательно будет обнаружена. Немного успокаивало, что у Нао была целая ночь впереди. Он проделал обратный путь, нашел мину и через тоннель с помощью Кай вынес её из порта. Плохо было то, что Кай занес токсичную грязь в глаза, и чем это кончится, было непонятно. Кураторы из Северного Вьетнама проверили мину и установили, что в таймере мины были поставлены некачественные батареи. Диверсию приказали повторить. Но «Коур» уже ушёл, и необходимо было ждать прихода следующего авиатранспорта. 1 мая 1964 года под разгрузку в порту Сайгон должен был встать авиатранспорт «Кард» К сожалению, у Кая появились проблемы со зрением. Он видел, но не настолько, чтобы участвовать в спецоперации. Пришлось заменить его на еще одного члена 65-й группы - Нгуена Фу Хунга, известного как Хай Хунг. Планировали операцию очень тщательно. Третьего шанса могло и не быть. На этот раз маршрут диверсантов был другой. Бомбу решили доставить на лодке по реке, носящее такое же название – Сайгон. Река контролировалась речной полицией, но она, как и другие госструктуры Южного Вьетнама, была коррумпирована. Риск, конечно, был, но меньший, чем переноска мины по земле. Нао и Хунг планировали имитировать ремонтные работы в тоннеле, обеспечив себе определенное прикрытие. Кроме этого, мин стало две. Нао творчески проработал ситуацию отказа, и на всякий случай, вторую мину снарядил американской взрывчаткой С-4. Теперь он был уверен в срабатывании мин. 1 мая 1964 года «Кард» встал под загрузку. До этого он выгрузил привезенную бронетехнику и автомобили, а сейчас загружал вертолеты, для отправки их на ремонт в США. Загрузив мины на лодку, Нао и Хунг поплыли в сторону порта. Их догнал полицейский катер, и потребовал объяснений, что они делают на реке в лодке. Нао изложил заготовленную легенду, что они портовые воры и вышли на дело, чтобы украсть с американского торгового судна десяток-другой радиоприемников и одежду для продажи на рынке. Он обещал поделиться добычей на обратном пути. Полицейские согласились отпустить «воришек», но один из них прыгнул в лодку Нао, чтобы следить и контролировать получения обещанного. Нао пришлось сказать, что добыча будет тяжелой, лодка третьего человека не выдержит, и что он готов заплатить 1 000 дангов, в качестве гарантии того, что они поделятся добычей. Деньги были переданы, и полицейские согласились с таким предложением. Это была фантастическая удача. Далее всё шло по плану. Желая исключить все непредвиденные ситуации, Нао сплавал к кораблю на разведку, пока Хунг сидел с минами в тоннеле. Мины была установлены, таймер поставлен на 3 часа ночи. При отходе их лодку опять остановил полицейский катер. Нао пришлось извиняться и рассказать, что охрана на американском транспорте не дала им возможность подняться на борт. Полицейским пришлось довольствоваться только ранее полученными деньгами. В 3 часа ночи в порту Сайгона раздался мощный взрыв, а утром Нао и Хунг вышли как обычно на работу в порт. Взрыв сделал пробоину в корпусе размером 3,7 метра на 1 метр. Были повреждены кабель-трассы, трубопроводы и затоплено машинное отделение авиатранспорта. Корма корабля легла на грунт на глубине 15 метров. Американцы заявили о пяти погибших вольнонаемных моряков. «Кард» поднимали со дна 17 суток. Потом пришли два американских спасательных судна и повели поврежденный авиатранспорт на ремонт на Филиппины, в Субик-Бей. Ремонт проходил семь месяцев и к транспортным операциям авиатранспорт вернулся лишь в конце 1964 года. Заключение Как и планировали в Ханое, пропагандисткий эффект был большим. Хо Ши Мин, и Нгуен Во Зиап отметили это событие в передачах вьетнамского радио. Они заявили, что партизаны Южного Вьетнама потопили американский авианосец – что, в принципе, было правдой. Вьетнамцы не сообщали, что не потопили, а повредили, и что это был старый эскортный авианосец, переделанный в транспорт авиатехники. В общем, всё как всегда в таких случаях. Американцы же инцидент полностью замалчивали, потом всё-таки признали факт диверсии в порту, и усилили противодиверсионную охрану порта Сайгон. Повторение таких атак стало невозможным. Нао был страшно горд содеянным и продолжал свою службу диверсантом в 65 отряде. В 1967 году контрразведка Южного Вьетнама вычислила его и арестовала. Следующие пять лет он провел в тюрьме. В 1973 году его удалось освободить, и он продолжил свою диверсионную деятельность. Его последней операцией во Вьетнамской войне – захват неповрежденным моста через реку Сайгон 29 апреля 1975 года. Это было во время операции по штурму Сайгона войсками ДРВ. Неповрежденный мост был нужен для прохода войск Северного Вьетнама. Такие люди, как Лам Сон Нао, обеспечили победу маленького Вьетнама над могучей сверхдержавой.

Взрыв в Сайгоне - Вьетнамские подпольщики взорвали американский корабль, перевозивший самолеты
© Версия