Заработать на мусоре: кто осваивает мировой рынок сбора и утилизации отходов
Согласно исследованию Frost&Sullivan, объем мирового рынка переработки ТБО (твердых бытовых отходов), промышленных и строительных отходов составил $282,1 миллиарда в 2018 году. Значительную долю занимает ниша пластиковых отходов, ее оценивают в $37,6 миллиарда. Глобальная актуализация проблемы загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами спровоцировала возникновение множества компаний на «мусорном рынке» и их борьбу за преимущество. Сейчас на этот рынок активно внедряются цифровые решения и новые бизнес-модели, которые меняют индустрию обращения с отходами. Принцип circular economy (безотходное потребление), интеллектуальные мусорные контейнеры, автопарки и логистические решения, системы связи и облачные вычисления, интеллектуальные системы переработки отходов — по прогнозам агентства, к 2020 году этот рынок принесет его игрокам $3,6 миллиарда. В России ситуация со сбором, сортировкой и утилизацией мусора плачевная — по разным оценкам, ежегодно образуется до 60 миллионов тонн ТБО, а перерабатывается лишь от 5% до 10%. При этом доля ценного сырья в отходах составляет минимум 40%. Однако неэффективная сортировка и нерегулярный сбор мусора являются основными проблемами не только российского, но и мирового рынка. Возможности на «мусорном» рынке Активная цифровизация создает новые возможности для бизнеса даже на «мусорном» рынке. Агентство Frost&Sullivan выделяет основные направления, перспективные для развития: оптимизация сбора и сортировки отходов: использование роботизированной сортировки, мобильных приложений, аналитических инструментов и ПО (умные контейнеры и умные мусоросборщики); ориентация на опыт потребителя и получение обратной связи (облачные сервисы для предприятий и мобильные приложения для горожан); разработка ПО для технологического оборудования для переработки отходов (умные системы утилизации). Tech-решения на мировом «мусорном» рынке Технологический прогресс не обошел стороной рынок обращения с отходами. Сейчас в этой отрасли активно внедряются AI, big data, IoT и другие решения, которые позволяют контролировать и оптимизировать процессы сбора, сортировки, доставки и утилизации мусора. Bio-Bean (Великобритания) Компания производит кофейное топливо для автомобилей. Биодизель представляет собой обычное топливо, смешанное с кофейным маслом, полученным из использованных кофейных зерен. Разработкой этого экологичного топлива занялись Bio-Bean совместно с нефтегазовой компанией Shell. Кофейный стартап привлек $13,3 миллиона государственных и частных инвестиций и выиграл множество грантов общей суммой $1,098 миллиона. Compology (США) Американская компания разработала собственное ПО, которое позволяет мониторить контейнеры для перевозки отходов. ПО анализирует данные с камер-датчиков, установленных в контейнерах. С их помощью удается отслеживать движение перевозчика и уровень заполнения. Помимо этого, ПО самостоятельно рассчитывает наиболее оптимальный маршрут, что позволяет снизить эксплуатационные расходы до 40%. Сейчас с Compology сотрудничают компании Tesla, Nest, Google, Airbnb, Recology, August Home, KeepTruckin ', NASA, Frog Design, Jawbone, Shyp, Adidas Innovation и другие. За четыре раунда компании удалось поднять $16,7 миллиона. ecoATM (США) Проект занимается переработкой электрических отходов, таких как компьютеры, телефоны и планшеты. Специальные автоматы-приемники ecoATM расположены в торговых центрах и продуктовых сетевых магазинах. Например, на территории магазинов Walmart. Каждый желающий может сдать электронное устройство в автомат и получить за это наличные. Также проект предлагает сертифицированные б/у устройства. С 2010 года проект поднял пять раундов общей суммой $72,4 миллиона. Limeloop (США) Компания занимается изготовлением упаковочных пакетов и сумок из переработанных рекламных щитов с 2017 года. Особая технология переработки позволяет использовать пакеты до 2 тысяч раз. Limeloop сотрудничает с брендом детской одежды Up choose, текстильных сумок Maika, спортивной одежды Turtle Fur и другими. OLIO (Великобритания) Проект развивает принцип sharing economy и предлагает своим пользователям делиться едой и даже вещами. Обмениваться можно с людьми, находящимися в том же районе. В своем аккаунте пользователь должен разместить фотографию продуктов или вещей, которыми готов поделиться. Проект позволяет снизить количество пищевых отходов, загрязняющих окружающую среду. За четыре года существования компания подняла четыре раунда общей суммой $10,1 миллиона. GEM Enviro Management (Индия) Индийская компания занимается сбором полиэтиленовых отходов с заводов, офисов и гостиниц, а после перерабатывает их по собственной технологии в футболки, кепки и сумки. Бренд Being Responsible работает с компаниями Bisleri, Pepsi, Cipla, Sun Pharma и Google. На сегодняшний день оборот компании достигает $100 миллионов в год. ZenRobotics (Финляндия) Компания специализируется на технологиях роботизированного сбора и переработки мусора. Главный продукт — ZenRobotics Recycler, система сортировки отходов, которая отделяет сырье от отходов. Это первая в мире роботизированная система сортировки отходов, которая точно разделяет выбранные отходы от ТБО. Роботы ZenRobotics Recycler устанавливаются на производствах. При необходимости установка модернизируется дополнительными сборщиками. Роботы работают в тандеме с людьми, но занимаются сортировкой крупных фракций (древесных, смешанных, металлических). За три раунда компания привлекла в общей сложности €14,4 миллиона. Проект ZenRobotics сотрудничает с компанией Baetsen, специализирующейся на переработке отходов, шведской компанией-утилизатором Carl F, финским заводом по сортировке и утилизации отходов Remeo и другими. Enevo (Финляндия) Финская компания разрабатывает ультразвуковые датчики уровня наполнения мусорных контейнеров. Компания работает с мусорными компаниями. Подключение к облаку Enevo позволяет клиентам получать данные об уровне заполнения баков и оповещает пользователя, если в баке обнаруживаются подозрительное движение или изменение температуры. Компания была создана в 2010 году, за шесть раундов удалось привлечь $55,4 миллиона. Сейчас Enevo партнерится с компаниями Burger King, Panera Bread, McDonalds и другими. Trinov (Франция) Компания использует большие данные и алгоритмы для эффективного управления отходами. Собственное ПО автоматически мониторит данные перевозчиков отходов и готовит административные и финансовые документы. Эти механизмы позволяют выстроить схему потока отходов, спрогнозировать их рост или уменьшение. В 2008 году компания получила инвестиции на стадии seed и более не привлекала средства. Сейчас проект сотрудничает с брендами Carrefour, Loreal, Auchan, Alstom и другими. Winnow (Великобритания) Английская компания предлагает общепитам и ресторанам системы, позволяющие измерять пищевые отходы на кухне. Работники кухни используют планшеты с сенсорным экраном, чтобы определять, какие продукты отправляются в мусор. Электронные весы записывают вес продуктов и отправляют на устройство сообщения о стоимости продуктов, отправленных в корзину. Счетчик подключен к облачному ПО, которое регистрирует и анализирует ежедневные отходы. Это позволяет сокращать пищевые отходы вдвое и уменьшить воздействие на окружающую среду. За четыре раунда Winnow привлекли $11,5 миллиона. Есть ли интересные проекты в России? Sborbox Российский мусорный агрегатор, который разработал приложение, где каждый может отметить точку на карте, где находится собранный мусор (точка у дома, подъезд, квартира), и компания приедет, чтобы забрать его. Sborbox уже привлек $1 миллион от Equity Algorithm. Сейчас сервис работает бесплатно, однако монетизировать проект основатели намерены через взимание комиссии с перевозчиков. Убиратор Это b2b-сервис по сбору мусора и вторичного сырья с его последующей утилизацией. Раньше бизнес (магазины, склады, офисные центры) мог отдавать вторсырье (картон, полиэтилен и прочее) местным дворникам, которые получали деньги за его сдачу в пункты приема. Теперь по закону ритейл обязан отчитываться об утилизации отходов. «Убиратор» решает эту проблему, связывая бизнес со сборщиками макулатуры и предоставляя документы об утилизации. Компании-клиенты в режиме онлайн заказывают вывоз макулатуры на определенное время, сборщик мусора принимает заказ, забирает его, а после отвозит в пункт приема и утилизации. В проект инвестировал венчурный фонд «ТилТех Капитал». Binology Российская компания разработала умную урну, которая работает автономно и прессует отходы. Система позволяет диспетчерской службе избегать пустых «прогонов», контролировать забор мусора и планировать маршрут водителя. Через телефон или планшет водитель мусоровоза может выстроить оптимальный маршрут, снижая затраты времени и топлива. QTECH Проект R&D QTECH разработал систему, которая позволяет определить уровень наполненности мусорного бака. Благодаря этому мусоровозам удается рассчитать маршрут исходя их фактических данных, которые в режиме онлайн поступают на центральный сервер, что позволяет сократить расходы на топливо и время работы персонала. Своевременное опустошение баков призвано стимулировать население пользоваться мусорными корзинами, а не бросать отходы вблизи. Система R&D QTECH также разрабатывает решения для дистанционного сбора показаний с датчиков контроля люков кабельной канализации. Вместо вывода Все технологические решения, к которым пришли проекты в этой подборке, не являются единственными инновационными стартапами в отрасли сбора и утилизации мусора. Исследования и разработки ведутся в области альтернативного топлива для мусоровозов с целью снижения уровня выброса CO2; разработки электрических и гибридных грузовиков; разработки самосвалов с возможностью самостоятельного опустошения мусорных баков. Сейчас «мусорный» рынок является одним из перспективных для внедрения новых бизнес-решений, а компании с правильным пониманием трендов и возможностью интеграции tech-решений получают конкурентное преимущество в своей отрасли. Фото в материале и на обложке: Unsplash