Региональным властям предложат рекомендации по «управляемому сжатию»
Управляемое сжатие — альтернативная стратегия работы с сельскими территориями и небольшими городами, стремительно теряющими население. Его сторонники указывают на то, что более рациональное распределение ресурсов исходя из существующей реальности, в которой многие российские деревни и города пустеют, позволит сделать жизнь тех, кто остается, более комфортной. Противники легитимизации нового термина опасаются, что это приведет к злоупотреблениям со стороны чиновников, которые смогут форсировать расселение отдельных территорий. Перспективы его применения в России обсудили в рамках дискуссионной сессии Экспертного совета по малым территориям, по итогам которой будет разработан пакет рекомендаций для региональной власти, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня» со ссылкой на «Известия». Как следует из данных, опубликованных Росстатом, только с января 2017 года по январь 2018-го в стране сократилось количество сельских поселений (с 18,1 тыс. до 17,7 тыс.), городских поселений (с 1589 до 1538) и городских округов (с 588 до 567). Всего в течение последних почти 20 лет, с 2000 года, в России исчезло примерно 35 тыс. сел, около 75% малых городов постепенно теряют население, отмечают в Экспертном совете по малым территориям. Само явление характерно не только для России. С ним, например, сталкивались власти США, Германии, уже работают в Японии, обращает внимание Мария Гунько, старший научный сотрудник Института географии РАН, которая занимается этой проблемой. Причины, которые приводят к депопуляции, могут быть различными, однако сложности, к которым неизбежно приводит сокращение населения, как правило, везде одни. Большое количество заброшенных домов и опустевших территорий делает пространство не только некомфортным для жизни, но и в некоторых случаях небезопасным. Кроме того, из-за необходимости обслуживать дополнительные площади и ненужную инфраструктуру возникает дополнительная нагрузка на муниципальные бюджеты. Особенно остро проблема сегодня стоит на севере страны. «Если в средней полосе эти процессы более сложные, где-то численность населения может и восстановиться, то применительно к северным территориям этот процесс надо поставить под контроль, потому что там сегодня он хаотичен, неформален и находится в «серой» зоне, что приводит к различным нежелательным последствиям, от произвольных трат бюджета до роста преступности», — убежден Андрей Максимов, председатель комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ. В этой ситуации региональным властям нужно искать новые пути, которые позволили бы как минимум замедлить умирание пустеющих населенных пунктов, а как максимум — найти альтернативную траекторию их дальнейшего развития. Одним из таких инструментов является так называемое управляемое сжатие. Процесс, при котором чиновники исходят из существующей тенденции к сокращению населения, эффективнее распределяя ресурсы (например, за счет использования опустевших зданий в центральной части города взамен строительства новых, на окраинах). «Это экономически рациональный проект, эффект от применения такой стратегии на отдельной территории можно просчитать на 20–30 лет вперед», — убеждена Мария Гунько. Но в России, по ее словам, на местах пока предпочитают игнорировать существующую тенденцию, опираясь в долгосрочном планировании на привычные идеи расширения и роста. Нежелание публично признавать наличие проблемы и неготовность с ней работать нередко связаны с тем, что власти просто не заинтересованы в планировании вдолгую, убежден Дмитрий Лисицин, сопредседатель исполнительного комитета Экспертного совета по малым территориям «Все стратегии и планы у нас пишутся исходя из того, что обязательно будет рост. При этом пишут его часто довольно хитро — в обозримом будущем, на четыре-пять лет, он дается небольшим, процента на три, а после выхода за этот горизонт кривая роста немедленно взлетает. Это означает, что администрация, которая это пишет, уже не планирует в это время работать на этой территории», — рассуждает он. Сказывается и традиционная для чиновников установка на позитивную публичную риторику. «Они предпочитают говорить о развитии территории, динамике, росте и успехе. Но мы находимся в той фазе, когда публичная риторика оказывается в конфликте с реальным положением вещей. Есть территории, которые уже не содержат никакого потенциала для развития, при этом на официальном уровне все продолжают говорить о том, как они будут развивать эту территорию. В какой-то момент стало очевидно, что из этой ситуации нужно искать выход», — отмечает Алексей Фирсов, директор центра социального проектирования «Платформа». Таким выходом, по его мнению, стало обращение к понятию «управляемое сжатие», которое, с одной стороны, подразумевает сохранение определенного контроля над процессом и в целом не несет в себе сильной негативной коннотации. В результате термин начал набирать популярность у представителей региональной власти. Сейчас, по его словам, в регионах об управляемом сжатии начинают говорить всё активнее. Причем не только в малых городах, но и в Омске или на Сахалине.