«Грехи режима»: Что стоит за заявлением ООН о политических репрессиях в Беларуси
На днях Совет ООН по правам человека в очередной раз принял резолюцию по ситуации в Беларуси, которую белорусский МИД назвал «абсурдной» и «не соответствующей духу» текущих отношений страны с Евросоюзом. В Минске уверены, что СПЧ оказался заложником собственного механизма и даже при очевидной «бесперспективности» резолюции не готов отказаться от нее, чтобы не потерять лицо. О том, что представляет из себя механизм спецдокладчика и в каких возможностях системы ООН Беларусь видит ему разумную альтернативу, для портала «Евразия.Эксперт» разобрались бакалавр Санкт-Петербургского государственного экономического университета Евгения Стальмакова и научный сотрудник Билефельдского университета (Германия) Анатолий Бояшов. В начале июля 2019 г. в Женеве Совету ООН по правам человека был представлен очередной доклад специального докладчика о положении дел в Беларуси в области прав человека. Во вступлении спецдокладчик Анаис Марин заявила, что ее основная цель – освещение того, «что происходит в Беларуси». На деле же выводы доклада были далеки от реальной ситуации. Презентация документа заняла 1 час 15 минут и прошла в полупустом помещении – большинство делегатов не участвовали в обсуждении доклада (видео можно посмотреть здесь). Один и тот же краткий комментарий – в виде озабоченности нарушениями прав человека – был повторен 20 раз: выступили представители делегации Евросоюза, 11 стран-членов ЕС, Австралии, Швейцарии, а также 6 американских и европейских некоммерческих организаций. Комментарии начинались словами о полной поддержке или присоединении к выступлению Евросоюза. Институт спецдокладчика Спецдокладчик не раз заявляла о своей готовности к диалогу и конструктивному сотрудничеству. В 2018 г. Беларусь сделала шаг навстречу – в состав команды представителей ООН в Беларуси был включен сотрудник, отвечающий за мониторинг ситуации в области прав человека. Более того, «кредитом доверия» со стороны Беларуси стал тот факт, что спецдокладчик приняла участие в заседании Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности в Минске в октябре 2018 г. На тот момент спецдокладчик уже собирала информацию для своего доклада (представлен в Совет 8 мая 2019 г., охватывает период с 1 мая 2018 г. по 31 марта 2019 г.). Формально целью механизма спецдокладчика является содействие «улучшению ситуации в области прав человека в Беларуси». Помимо этого, деятельность спецдокладчика должна быть основана на принципах независимости, беспристрастности и объективности. Формально, все спецдокладчики заявляют об этом в своих докладах, а также при назначении. Но насколько эти формальные заявления соответствуют действительности? Впервые механизм спецдокладчика по Беларуси был создан в 2004 г. – в один год с санкциями США и ЕС против Минска. Авторы инициативы – коалиция во главе с США и Евросоюзом. Деятельность предыдущих спецдокладчиков не просто никогда не получала консенсуса, она противоречила тексту учреждающей механизм резолюции, а именно параграфу 3 резолюции СПЧ ООН 20/13. В соответствии с учреждающей резолюцией спецдокладчик действует с целью «улучшения положения в области прав человека в Беларуси», «оказывает правительству Беларуси помощь в выполнении своих обязательств в области прав человека». Практика и теория На деле этот механизм не только стал инструментом давления США и Евросоюза, но и послужил обоснованием санкций в отношении Беларуси и России. Целью механизма Спецдокладчика стала политизация сотрудничества Беларуси с Евросоюзом. Об этом свидетельствуют громкие публичные заявления, использование непроверенных данных, попытки влиять на работу других органов ООН вне рамок своего мандата. Координационный комитет Спецдокладчиков, осуществляющий мониторинг их деятельности, не включает государства и состоит из самих спецдокладчиков. По факту этот механизм не содействовал, а препятствовал улучшению правочеловеческой ситуации, тормозил развитие гражданского общества на национальном уровне, отказывал в признании многим белорусским государственным и гражданским инициативам. Спецдокладчик в 2003-2007 годах, экс-министр иностранных дел Румынии Адриан Северин указывал, что у белорусского народа отсутствует идентичность, называл Беларусь угрозой безопасности, призывал свергнуть правительство. Эти тезисы были поддержаны США и ЕС. Со вступлением Румынии в Евросоюз в 2007 г. Северин получил пост члена Европейского парламента. Впоследствии был уличен во взяточничестве, исключен из Европейского парламента и посажен в румынскую тюрьму за коррупционные преступления. В 2012‑2017 гг. спецдокладчиком был Миклош Харасти, построивший карьеру в венгерском «Радио Свобода», экс-представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. В его докладах была изобретена схема о «циклически повторяющихся волнах массовых репрессий». Эта схема используются с целью обвинить Беларусь в систематических нарушениях прав человека в той ситуации, когда такие нарушения отсутствуют. Именно ее использовала назначенный в 2018 г. спецдокладчик в своем недавнем докладе. Доклад 2019 года Ничего существенно нового в очередном докладе спецдокладчика нет. Фактически доклад призвал к нарушению прав человека в Беларуси. Выборы в Беларуси будут проходить в 2020 г., но доклад спецдокладчика уже заранее осудил как сами выборы в Беларуси, так и «будущие» «массовые нарушения прав человека». Ложный аргумент, используемый для этого – суждение о «цикличности массовых репрессий». В документе отмечено (стр. 22, параграф 89), что значительных нарушений прав человека не было в Беларуси в 2018‑2019 годах. Но не потому, что Беларусь проводит необходимые реформы, а якобы потому, что «не было крупных политических или общественных событий, которые ведут к нарушениям». И далее: «С учетом президентских и парламентских выборов, которые должны состояться в 2020 г. или ранее, нельзя исключить риск дальнейшего ухудшения ситуации, особенно в отношении основных свобод». Высказывания спецдокладчика в Женеве 1 июля вошли в диссонанс с заявленными целями о «конструктивном диалоге». В конце своего выступления спецдокладчик заявила следующее: «в Беларуси отсутствует анти-дискриминационное законодательство», «выборы в Беларуси – это время, когда повышаются репрессии», «Центрально-избирательная комиссия контролируется прогосударственными силами», «нужно работать с режимом, чтобы иметь диалог по снижению контроля», «отмена смертной казни в Беларуси не уберет другие грехи режима». После этого остается задать риторический вопрос: чему больше соответствует деятельность спецдокладчика, целям Совета ООН по правам человека или основной цели США в отношении Беларуси – смене режима? Беларусь и права человека О системном прогрессе Беларуси в области прав человека свидетельствует либерализация деятельности правозащитников, активистов, различных некоммерческих организаций, в том числе и незарегистрированных. Внесены соответствующие изменения в административный и уголовный кодексы (например, поправка в УК РБ к Ст. 157 от 19 декабря 2018 г., отмена Ст. 193.1 УК РБ). Беларусь активно участвует в работе Совета ООН по правам человека. Среди инициатив: защита прав и интересов пожилых людей, инвалидов, продвижение традиционных ценностей, защита семьи и права на достойный уровень жизни, право на запрет произвольного лишения гражданства, целостность судебной системы, вклад развития в пользование всеми правами человека, неделимость прав человека и т. д. В 2010 г. и 2015 г. Беларусь прошла Универсальный периодический обзор Совета ООН по правам человека, который утвердил продвижение в области прав человека в Беларуси, сейчас страна готовится к прохождению третьего. Беларусь активно докладывает в международные квазисудебные органы по своим договорным обязательствам: в Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по правам человека (гражданским и политическим), Комитет по правам детей, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам инвалидов. Помимо этого, в 2015 г. запущен Диалог по правам человека между ЕС и Беларусью, а также разработан Национальный план действий в области прав человека на 2016‑2019 гг., утвержденный Советом министров Беларуси 24 октября 2016 г. Идет регулярный мониторинг реализации мероприятий этого плана. На основании доклада спецдокладчика США и страны Евросоюза уже подготовили резолюцию в Совете ООН по правам человека, осуждающую Беларусь за якобы «нарушения прав человека». Неформальные консультации по этой резолюции, как и презентация доклада, уже который год проходят без дискуссий. Выглядит все это так: спецдокладчик, назначенный ЕС, отвечает на вопросы делегаций ЕС о том, почему в Беларуси изменили законодательство. В ответах спецдокладчик цитирует источники, называющие себя «оппозиционными», которые напрямую финансируются из государственных программ стран-членов ЕС и США. Источниковая база доклада на 90% состоит из этих так называемых «оппозиционных» сайтов. Позиции Беларуси, России и Китая в отношении данного механизма не изменились – государства оценивают его как политически мотивированный, предвзятый и не соответствующий реальной действительности. Фактическая деятельность механизма находится в противоречии с целями Совета ООН по правам человека, а в некоторых случаях – в противоречии со своим мандатом. На 41-й сессии Совета позиция Беларуси заключалась в том, чтобы обратить внимание на расхождение в оценках Спецдокладчика и Программы развития ООН (ПРООН). Действительно, по последним оценкам Программы развития ООН Беларусь и Россия находятся в группе стран с наивысшим Индексом человеческого развития (позиции 53 и 49 соответственно). В этом индексе всего четыре группы: страны с наивысшим, с высшим, со средним и с низким Индексом человеческого развития. Десять лет назад, Беларусь и Россия входили в группу ниже – с высшим Индексом (позиции 68 и 71). Однако этот статистический комбинированный рейтинг – лишь небольшая часть работы ПРООН в Беларуси. Деятельность ПРООН ПРООН работает в Беларуси с 1992 г. Мандат ПРООН в Беларуси определяется Соглашением между правительством страны и ПРООН от 24 сентября 1992 г., согласно которому ПРООН «поддерживает и дополняет национальные усилия по решению наиболее важных проблем своего экономического развития и содействия социальному прогрессу и улучшению условий жизни». Ключевыми партнерами и донорами ПРООН в Беларуси являются: Европейский союз, Россия, Глобальный экологический фонд, Польша, Соединенное королевство. Тематические проекты ПРООН в Беларуси совместно с Фондом ООН в области народонаселения в 2016‑2020 гг. включают, например, проекты по «сексуальному и репродуктивному здоровью», «гендерному равенству и усилению женщин», «динамике населения». Правочеловеческая проблематика «пронизывает» деятельность ПРООН. Среди результатов ее работы в том числе и программы ювенальной юстиции, обучение детей в области прав человека, предотвращение ВИЧ и пропаганда использования контрацептивов, финасирование НКО и т. д. Деятельность ПРООН можно оценивать с разных сторон, но что примечательно – для оценки качества своей деятельности ПРООН не рассматривает выводы и доклады спецдокладчика по Беларуси в Совете ООН по правам человека. Вместо этого, индикатором является другой механизм – Универсальный периодический обзор Совета ООН по правам человека. Он остается самым эффективным в том числе из-за того, что носит межгосударственный характер, вовлекает гражданское общество, а также содействует многостороннему сотрудничеству в области прав человека на основании Ст. 1, п. 3 и п. 4 Устава ООН. Анатолий Бояшов, научный сотрудник Билефельдского университета (Германия), Евгения Стальмакова, бакалавр Санкт-Петербургского государственного экономического университета