Войти в почту

Какие новые рынки открывает сибирское машиностроение

Между Востоком и ЗападомСамыми активными экспортерами стали алтайские машиностроители, которые отправили за границу продукции на 45,3 процента больше, чем год назад. У омичей прирост составил 34,4 процента, у томичей - 14,6, а новосибирцы увеличили экспортные поставки на 7,2 процента. По данным Сибирского таможенного управления, наиболее активным в 2018 году было сотрудничество с КНР, Нидерландами, Кореей, Японией, Германией.- Конечно, санкции сказались на торговле. Есть ограничения на поставку изделий и станков двойного назначения, Но, несмотря на политические разногласия, немецкий бизнес ценит Россию, - отмечает президент Омской торгово-промышленной платы Ольга Федулова. - Например, Омский экспериментальный завод установил контакты с компанией Amazone - германским производителем сельхозтехники. В результате выпущен инновационный селекционный комбайн. Благодаря использованию омских комплектующих техника вполне доступна нашим аграриям по цене.Сибиряки наращивают экспорт сельхозтехники в Монголию, а также осваивают новые рынки. На прошлой неделе тот же Омский экспериментальный завод заключил первый экспортный контракт с Узбекистаном.- В России пока только в Омске производят селекционно-семеноводческое оборудование для ученых. Теперь его возьмут на вооружение и в Ташкентском институте сельского хозяйства, - сообщил корреспонденту "РГ" директор предприятия Дмитрий Голованов.Омичи также наладили поставки сельхозтехники в Беларусь. Новый десятиметровый универсальный посевной комплекс не хуже импортных аналогов, но при этом вдвое дешевле. По данным регионального минсельхоза, на волне импорто-замещения в прошлом году с поточных линий 25 омских предприятий сошло 3,6 тысячи единиц различных машин и механизмов.Мосты до востребованияВнешние факторы все же сказываются. В частности, сократились объемы арктических программ. Свернута традиционная выставка "ВТТА-Омск", ориентированная на продвижение высоких технологий и техники для освоения северных территорий. Если до 2015 года четыре десятка омских предприятий плотно сотрудничали с компаниями Ямала, Камчатки, Якутии, Чукотки, то теперь их число существенно сократилось.- Даже такой крупный заказчик как "Газпром" свел закупки к минимуму. Реализацию некоторых интересных масштабных проектов и вовсе пришлось отложить. В их числе - транспорт на воздушной подуш-ке, а также уникальные самоходные мосты, - сообщил корреспонденту "РГ" генеральный директор Ассоциации "Сибирское машиностроение" Дмитрий Новосельцев.Использование судов на воздушной подушке покорители Арктики отложили на 2021-2025 годы - до начала освоения шельфа. Тем временем у омичей появились серьезные конкуренты в Ленинградской области, которые тоже не прочь поучаствовать в выгодном проекте. А самоходным мостам строители магистрального газопровода "Сила Сибири" предпочли более трудоемкие, но менее затратные перенос-ные мостовые секции новосибирского производства. Однако омские машиностроители не теряют надежды. - Мы рассчитываем на "Силу Сибири - 2". Это еще один трубопровод в КНР, который планируют проложить по западному маршруту. Механизированные сборно-разборные мосты будут там как нельзя кстати. Рассчитываем, что у покорителей арктического шельфа будет востребована и самоходная платформа на воздушной подушке. Речь идет об оригинальной тяжелой машине грузоподъемностью от шестидесяти тонн и выше, способной перевозить по болотам и бездорожью любые грузы, а также самостоятельно осуществлять разгрузку. Благодаря такой технике на Север можно поставлять целые производственные комплексы, - поясняет Дмитрий Новосельцев. - Потребность в ней может возникнуть уже через два-три года.Сложности с заказами возникают и в связи с тем, что малым и средним предприятиям сложно участвовать в торгах на заключение крупных контрактов. В ассоциации "Сибирское машиностроение" пытаются решить проблему созданием консорциумов, но для этого необходимо унифицировать номенклатуру выпускаемых предприятиями изделий.Гражданская позицияТем не менее в Сибири реализуются масштабные инвестиционные проекты, а значит, спрос на машины будет. Идет заключительный этап строительства "Силы Сибири". В Омске завершают техперевооружение моторостроители, производители каучука и полипропилена. Второе дыхание открылось у ПО "Полет": глава "Роскосмоса" заявил, что производство всех типов ракеты-носителя "Ангара", которую задействуют в лунной программе, будет сосредоточено в Омске. В Томске начал работу завод "Криогенмаш-Газ".В Новосибирской области и Алтайском крае активно реализуют программы импортозамещения. Практически во всех отраслях появляются новые инновационные предприятия. Все менее зависимым от гособоронзаказа становится ОПК. - В 2017-м прирост гражданской продукции составил около семи процентов, в прошлом году - вдвое больше. Сейчас она занимает третью часть общего объема производства оборонных предприятий. При этом растет ее экспорт, - сообщил полномочный представитель президента РФ в СФО Сергей Меняйло. - Год назад была создана пилотная версия каталога высокотехнологичной продукции, производимой предприятиями ОПК в Сибирском федеральном округе. В него вошли более трехсот образцов. Это транспортные средства, строительная, дорожная и специальная техника, оборудование для ТЭК, ЖКХ, системы связи, электроника, конструкции и материалы. Все образцы находятся на уровне мировых аналогов или не имеют таковых. Между темОмский государственный технический университет стал участником программы создания наноспутников. На первом этапе - к 2021 году - предполагается вывести на орбиту четыре-пять космических аппаратов массой до десяти килограммов. Такая группировка может создать пространственную картину состояния ионо- и магнитосферы, что в перспективе позволит решить многие задачи - в частности, прогнозировать стихийные бедствия.

Какие новые рынки открывает сибирское машиностроение
© Российская Газета