Киев-Европе: Ховайтесь, хлопцi, от москалей в наших ПГХ
Киев готов сдать ЕС в аренду до 40% своих подземных газовых хранилищ (ПГХ). Такой шаг якобы обеспечит европейским потребителям бесперебойное газоснабжение зимой 2019-2020, «даже если Россия прекратит транзит газа через территорию Украины в страны ЕС после 1 января 2020 года. Об этом 25 марта сообщил оператор газотранспортной системы страны «Укртрансгаз». Оператор указывает, что на сегодня может предложить европейским заказчикам около 12 млрд. кубометров ПГХ, при том, что в целом система ПХГ Украины состоит из 12 подземных хранилищ общей вместительностью 31 млрд. кубометров газа. «Максимальная суточная мощность отбора из подземных хранилищ газа может достичь 260 млн. куб. м», – говорится в сообщении. Как пример государства, которому могут пригодиться запасы газа, приводится Венгрия. Ежегодно страна потребляет больше 10 млрд. куб. м голубого топлива. Две трети от этого объема обеспечивается российским газом, около 20% – внутренней добычей, а остальное импортируется из Австрии. При этом около 60% газа, поставляемого на хаб в Баумгартене (Австрия), также транспортируется через украинскую ГТС. «Исходя из этого, украинские ПХГ могут помочь Венгрии обеспечить бесперебойное газоснабжение следующей зимой для ее внутренних потребителей», – подчеркнули в «Укртрансгазе». В сообщении также указывается, что максимальная суточная возможность экспорта в Венгрию составляет 68 млн. кубометров, что в 4,5 раза превышает суточную продуктивность (15 млн. кубометров) газотранспортного коридора из Австрии в Венгрию. «Использование таких значительных мощностей украинской ГТС позволит значительно снизить риски наступления ЧС в газотранспортной системе Венгрии. Аналогичные услуги и мощности украинская сторона готова предложить поставщикам из других стран Центральной и Восточной Европы», – утверждает «Укртрансгаз». Впрочем, не факт, что теперь страны ЕС побегут занимать очередь, чтобы забронировать объем украинских ПГХ. И прежде всего потому, что руководство ЕС противится укреплению позиций «Газпрома», и делает ставку на СПГ и сохранение транзита через Украину. Сегодня совершенно ясно: хотя к 2020 году физически «Северный поток-2» дотянут до Германии, полностью загружен он точно не будет. Просто потому, что газотранспортные мощности на территории Европы не будут готовы к этому сроку на 100%. Аналогичная ситуация по «Турецкому потоку». По нему, начиная с 2020 года, может обеспечиваться газом Турция – по первой нитке. Но в отношении второй нитки, которая должна пройти по странам Южной Европы, ясности нет никакой. Сербия обещала построить соединительный газопровод с Болгарией к середине декабря 2019 года, но дальше слов пока не пошла. Мало того, Евросоюз делает все возможное, чтобы оставить «Северный поток-2» полупустым. 20 февраля комитет постпредов стран ЕС одобрил компромиссный вариант поправок к газовой директиве, которые распространяют действие европейского законодательства на трубы из третьих стран. Это означает, что руководству «Северного потока-2» придется дать доступ к его мощностям еще одной организации. На деле это невозможно, поскольку оператор строительства, «Газпром», является единственной компанией России, имеющей право на экспорт газа. В такой ситуации предложение «Укртрансгаза» напоминает попытку нагнать паники, чтобы потом на ней же заработать. Пойдет ли ЕС на аренду украинских ПГХ? – До настоящего времени никто из стран ПГХ не арендовал, – отмечает глава аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник. – К тому же Украине хранилища, которые она сдаст в аренду, придется заполнять газом, а как это делать технически – в отсутствии прямых поставок из РФ – вопрос открытый. Замечу, для Европы наличие запаса в украинских хранилищах проблему газоснабжения принципиально не решает. 12 млрд. кубометров ПГХ – объем по меркам ЕС небольшой. А главное, непонятно, зачем Европе головная боль с арендой. Зачем европейцам новые непонятные схемы поставок газа, если есть альтернатива – в виде трансбалтийских газопроводов и того же украинского транзита?! «СП»: – Но Киев исходит из предположения, что транзита не будет, разве не так? – Киев может исходить из чего угодно, но украинский транзит – это все понимают – в определенных объемах сохранится и после 2020 года. Неслучайно 22 марта, на встрече премьера Дмитрия Медведева с украинскими оппозиционными политиками Юрием Бойко и Виктором Медведчуком, глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что концерн готов продлить действие текущего транзитного контракта с Украиной. Да, внешне разговор велся с кандидатом в президенты Украины – Юрием Бойко, а его шансы на победу практически нулевые. Но на деле заявление «Газпрома» было сделано в целом. Кремль, я считаю, таким способом дал Киеву понять, что мы готовы возобновить и прямые поставки, и продолжить сотрудничество в формате прежнего договора. Вопрос только в безопасности транзита и тарифных ставках – эти моменты предстоит обсуждать летом-осенью 2019 года в ходе трехсторонних встреч Еврокомиссия-«Газпром»-«Нафтогаз». Думаю, переговоры стартуют, как только на Украине пройдут президентские выборы, и будет сформирован новый кабмин. Просто мы должны понимать, с кем взаимодействовать в «незалежной», а для этого нужна политическая определенность, которой сейчас нет. Замечу, Киев и сам заинтересован, чтобы играть на газовом направлении по правилам – иначе, без поддержки ЕС, перспектива взыскать с «Газпрома» штрафы, присужденные Стокгольмским арбитражем, станет для Украины призрачной. Именно это, на мой взгляд, объясняет факт, что транзит в текущем сезоне обеспечивался без сбоев – без привычных инцидентов с несанкционированным отбором газа украинской стороной. Подчеркну, что украинский транзит при любых раскладах превратится в 2020 году из стратегического в придаточный. Стратегическим направлением доставки российского газа в Европу станет трансбалтийское – Киев не в силах это изменить. «СП»: – Какие объемы газа все-таки останутся за украинской «трубой»? – Это вопрос дискуссий. «Газпром» говорит о 15-20 млрд. кубометров газа в год, с обязательной перспективой снижения объема. Со своей стороны, Украина настаивает на минимальном объеме в 40 млрд. кубометров – якобы с этой отметки возможна безубыточная эксплуатация ГТС. Причем, в Киеве считают, что российские поставки должны сохраняться минимум 10 лет. Но ситуация может измениться. «Газпром» – на той же встрече с Бойко и Медведчуком – заявил, что готов пересмотреть свою позицию относительно участия в украинской газотранспортной системе, и стать стороной консорциума, который возьмется за управление ГТС. Если предложение «Газпрома» будет поддержано ЕК и принято, это многое изменит: консорциум сделает транзит юридически менее уязвимым – саботаж со стороны Киева будет в таких условиях практически невозможен. На этом фоне идея с арендой ПГХ – стратегически слишком мелкая. «СП»: – Как скоро наступит ясность в транзитном вопросе? – В идеале нужно договориться по спорным пунктам до конца 2019 года – до момента, когда по «Северному потоку-2» пойдет первый газ. В конце года, напомню, истекает долгосрочный транзитный контракт с Украиной, и, если новый контракт не будет подписан, вопросы транзита придется решать в рамках допсоглашений. Для Москвы, замечу, это наиболее приемлемый и простой способ продолжать транзитные поставки, не связывая себе руки невыгодными условиями. Новости Украины: Депутат Рады рассказал, как украинцы будут зарабатывать без транзита газа Нефть и газ: Первый пошел: Венгрия признала «трубу» Украины бесполезной