Войти в почту

В Томске создали рентген для проверки самолетов

Томские ученые создали рентгенографический комплекс для выявления мельчайших дефектов в роторах газотурбинных двигателей современных гражданских и военных самолетов. Дефектоскоп поможет предотвратить авиакатастрофы, возникающие из-за технических неполадок воздушного судна. - Ротор авиационного двигателя работает при колоссальных тепловых и механических нагрузках, - рассказывает ведущий эксперт Томского политехнического университета Александр Чепрасов. - Он состоит из дисков, соединенных между собой методом электронно-лучевой сварки. Это высококачественный метод, но и здесь могут быть дефекты. Самые опасные - это так называемые "непровары", когда в металле нет соединения. В месте такого "непровара" ротор может просто разорвать, что приведет к аварии. Автоматизированный комплекс высокого пространственного разрешения позволяет "разглядеть" даже очень мелкие дефекты в сварном шве размером до 100 микрон. Дефектоскоп состоит из робота-манипулятора, рентгеновского аппарата, линейного приемника излучения и вращающегося стола, на котором размещаются объекты контроля. При этом в нем не используется рентгеновская пленка. Весь процесс происходит в цифровом формате. Данные архивируются и могут храниться до 20 лет. - На сегодняшний день комплекс не имеет аналогов в России, - сообщили "РГ" в пресс-службе ТПУ. По словам ученых, дефектоскоп можно использовать не только для контроля роторов газотурбинных двигателей, он универсален. Технология может быть применена и для контроля существенно более крупногабаритных объектов, например, корабельных и наземных газотурбинных энергетических установок.

В Томске создали рентген для проверки самолетов
© Российская Газета