Войти в почту

Случайность или нет, но родилась она 21 марта – в День кукльника. Человек, который творит кукольные шедевры под брендом Mария Воробьева на протяжении вот уже не одного десятка лет. Человек, который не просто мастер своего дела – она всегда готова прийти на помощь: подсказать, сориентировать, поддержать. Живет и творит в Пскове. Мария объединяет вокруг себя горящих идеей таланты. А ее авторские куклы Marussia Dolls – настоящие путешественницы. Живут в домах разных коллекционеров, даже у самого Тонино Гуэрра, итальянского поэта, писателя и сценариста! Мастер-кукольник, имя Марии Воробьевой известно далеко за пределами города, в котором живет. За плечами – работа в театре и более десяти спектаклей, в которых участвовала как художник. Мария родилась в Петропавловске-Камчатском. Папа - Владимир Воробьев, известный журналист и писатель. Мама - очень увлеченный творчеством человек, несмотря на свой почтенный возраст: шьет, вяжет, вышивает. Продолжение эксклюзивного интервью с мастером-кукольником из Пскова - Марией Воробьевой - для Клуба путешественников телеканала «Моя Планета». Первая часть интервью по ссылке: https://www.moya-planeta.ru/reports/view/marussia_dolls_chast_i_34490/ Автор: Наталья Зобнина, журналист, Член Клуба путешественников телеканала «Моя Планета» В материале использованы фотографии из личных архивов Марии Воробьевой, в том числе – из группы авторской куклы Marussia Dolls (vk.com/club148196999) - Мария, здравствуйте! Продолжим?... - Здравствуй, Наташа! С удовольствием! - Вы окончили Ленинградское художественное училище им. В.А.Серова (ныне Рериха) в 1987 году, годом позже поступили в ЛГИТМиК на кукольное отделение. Поставили как художник-постановщик более 15-ти спектаклей! Расскажите о самых важных для вас работах? Мне было интересно все. Я ставила как художник «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатую ночь», «Кубанских казаков» и другие спектакли. В театре не очень долго проработала, в 1987-88 бутафором, а 1999-2001 – главным художником Псковского Академического театра драмы, потом еще в разное время делала спектакли по контракту. Но «эту страницу жизни перевернула», пошла дальше. Ушла из театра, потому что мне быть в тридцать главным художником показалось трудновато, ведь это - не только творческая работа, но и административная должность. Я разве что не ночевала в театре, хотя и такое бывало перед премьерами. Примерно в то же время начала заниматься интерьерами совместно с талантливым дизайнером Татьяной Даниловой. Мне это стало гораздо интереснее и творчески, и финансово. Плюс, у меня всегда были куклы, а в театре на это оставалось меньше времени. Но театр любить продолжаю, конечно. Эта любовь – навсегда! А интерьерной живописью занимаюсь и по сей день. - В Ленинградском театральном институте вы проучились недолго, но зато быстро нашли контакты с главными кукольными галереями Москвы и Санкт-Петербурга. А несколько ваших «марокканских ангелов» приобрёл сам Тонино Гуэрра, итальянский поэт, писатель и сценарист! То есть ваши куклы - путешественницы. В каких уголках мира живут еще? Про Тонино мне сказала как раз Карина Шаншиева, хозяйка московской галереи, она много общалась с ним и его женой. Мои «Марокканцы» там выставлялись. А где еще? Думаю, в очень разных городах и странах. Точно знаю, что в Париже и Нью-Йорке есть, много в Германии, есть в Швеции и Эстонии… Я не особенно слежу за их судьбами, отпускаю с легкостью! - Восемь лет назад вы переехали из Санкт-Петербурга в Псков. Здесь организовали "Псковский кукольный дом" - объединение художников и мастеров-кукольников. Почему возникла такая необходимость? Необходимость переезда из Санкт-Петербурга возникла потому, что вышла замуж за псковского музыканта, скрипача Александра Назарова, артиста оркестра Псковской филармонии, к тому же я ждала дочку, довольно позднего ребенка: разница между старшим сыном Арсением и дочерью Ксенией – 19 лет! Ну, а поскольку я - человек деятельный, чтобы не заскучать, мне захотелось делать выставки в Пскове, собирать коллекцию старых игрушек для Музея кукол. А командой это делать интереснее и легче. Мы вообще довольно дружны, далеко не все провинциальные города могут похвастаться таким коллективом. Не конкурируем, а помогаем друг другу. Мы не только здесь делаем выставки, но и вместе принимаем участие в выставочных проектах: в Москве, Таллинне, Риге. - Чем сейчас живет "Псковский кукольный дом"? Поделитесь заботами и, возможно, существующими проблемами, которые необходимо решать ... Проблема одна: где взять время, почему в сутках всего 24 часа? - Вы признались, что вам нравится фильм «Лавка чудес» с Дастином Хоффманом. И мечтаете создать в "Псковском кукольном доме" такое же волшебное пространство. Эта идея осуществилась? Пока нет, это процесс не самый быстрый, тем более что он напрямую связан с финансовой стороной вопроса. - Вы ведете мастер-классы, а с этого года планируете открыть в Пскове Школу кукольного дизайна. Интересная идея! В чем будет заключаться особенность данной школы? Особенность пока не знаю, какая будет. Но задача есть! Я очень хочу, чтобы люди, которые начали заниматься изготовлением кукол, или только планируют, могли получать знания «из первых рук», а не только из Интернета и не учиться в дорогостоящих школах кукольного дизайна - в Москве или Питере. Чтобы могли получить хотя бы первоначальные знания по пластической анатомии, скульптуре, истории костюма и навыки кроя. Все это возможно и в Пскове. Есть преподаватели, которые могут профессионально этому обучать. А интересных художников из других городов приглашать на мастер-классы, как это, например, делают наши коллеги из Таллинна, с которыми мы дружим. - "Не сомневаюсь, что выставки кукол собирают во много раз больше посетителей, чем выставки картин "... Тогда вы объяснили это тем, что, мол, все любят игрушки, независимо от того, сколько кому лет. Сейчас вы думаете так же, или, возможно, выставки кукол люди стали посещать реже? Вовсе нет, не реже. Пожалуй, наоборот. В Москве, Санкт- Петербурге, в других городах и странах проходят ежегодно десятки (если не сотни) кукольных выставок. И дело даже не в том, что такая сущность, как ребенок, никуда из нас не уходит, а в том, что искусство авторской куклы – относительно молодой вид, развивающийся. Каждый год появляются десятки новых интересных имен. Художники-кукольники придумывают все новые и новые формы, технологии, темы. Это синтетический вид искусства, в котором соединяется скульптура и живопись. Необходимы знания по истории костюма, прически и не только... - Прикладное искусство сегодня популярно? Или это все же хобби для большинства мастериц? Прикладное искусство – это искусство, а хобби – это хобби. Абсолютно разные вещи. Для того чтобы создать произведение, нужно долго и упорно учиться, самосовершенствоваться, работать (талант подразумевается априори). Мы как-то подсчитали с сыном (который тоже дипломированный художник), что его обучение профессии составило 12 лет и дальше – всю оставшуюся жизнь. А хобби (слово это, кстати, очень не люблю) – это, скорее, развлечение, отдохновение, возможность переключиться на другой вид деятельности в свободное время. Этому можно научиться в Интернете или на мастер-классе за несколько часов. Я не говорю, что из «мастерицы» нельзя превратиться в Мастера, но это как раз и подразумевает труд, обучение и самосовершенствование, и обязательно – авторство, а не скачивание в Интернете чужих выкроек и чужих идей. Вот этому и может способствовать Школа кукольного дизайна – мыслить самостоятельно. - Интересный вопрос вам задали однажды: "Много ли сегодня в Пскове профессиональных кукольных мастеров?" Вы ответили - около 16-ти. Это хорошо или плохо? Честно говоря, я так уж точно не считала, ведь это объединение неформальное, мы собираемся на выставочных проектах, иногда встречаемся, чтобы обсудить какие-то новости или кукольные технологии… А хорошо – плохо? Это просто есть, нам интересно вместе. Собираемся обязательно в Международный День кукольника - 21 марта, это еще и мой лично день рождения. - Вас называют чуть ли не самой популярной кукольницей в Пскове! Как вы относитесь к такому статусу? Я не думаю о статусе – просто живу и делаю то, что мне интересно. Я профессионально занимаюсь авторскими куклами с 1990 года. Согласитесь, не очень многие могут похвастаться таким стажем, ведь первые выставки авторских кукол начались примерно в это время с московской галереи «Роза Азора» и галереи Карины Шаншиевой, с которой я сотрудничала какое-то время. Так что первые кукольные выставки в Пскове были все-таки мои, и пропаганду искусства авторских кукол начала я. Не театральных, а интерьерных, так как в Пскове были и есть прекрасные театральные кукольники, такие как Галина Изотова и Сергей Семенов (он еще и замечательный живописец). - "Сегодня люди наконец-то начали осознавать, что без прошлого нет настоящего", - эту фразу вы сказали, когда рассуждали о том, как современные дети играли в старинные игрушки на одной из выставок, которую вы же и организовали. Действительно так считаете? Конечно! К сожалению, в нашей стране иной раз почти невозможно проследить историю какого-либо рода – революции, войны, репрессии… Но знать хотя бы ближайших необходимо! Знать, помнить, рассказывать своим детям, кто были их бабушки – дедушки. Как жили мамы, папы. Это ведь очень важно для вопроса самоидентификации человека. - Поделитесь самой сокровенной мечтой на данном творческом этапе? Озвучивать пока не буду, чтобы сбылось все-таки. Скажу только, что это будет выставочно-образовательный проект, который согласились со мной делать еще несколько талантливых людей. Это будут некие истории, рассказанные от лица девочки, эдакой Маши-Веснушки. Только, пожалуй, звать ее будут как мою дочь – Ксюша. - Мария, а тот самый Чебурашка из детства сохранился? Сохранилась голова Чебурашки, очень смешная. Мы сделали мордочку из натурального меха. За годы моль начисто уничтожила мех. Теперь он с лысой мордой. Сохранилось несколько моих игрушек, в том числе медвежонок, которого мне подарил мой дедушка в 1972 году, куклы производства ГДР, они – часть музейной коллекции. Клуб путешественников телеканала "Моя Планета" желает Марии больших творческих успехов - чтобы все самые смелые мечты сбылись!

Marussia Dolls. Часть II
© Моя планета