Турция и ЕАЭС могут заключить соглашение о свободной торговле в аграрной сфере – турецкий эксперт
2018 г. ознаменовался усилением сотрудничества Москвы и Анкары: стороны достигли многих договоренностей по вопросам сирийского урегулирования, совместно строят АЭС Аккую на юге Турции и работают над проектом газопровода «Турецкий поток», а покупку российских ЗРК С-400 глава турецкого МИД считает «решенным делом». К тому же, Анкара могла бы подписать соглашение о свободной торговле в сельскохозяйственном секторе с ЕАЭС – считает директор Турецкого центра азиатско-тихоокеанских исследований, профессор Сельчук Чолакоглу. В интервью «Евразия.Эксперт» политолог проанализировал достижения российско-турецкого сотрудничества в уходящем году, оценил перспективы покупки Анкарой российских и американских систем ПВО и риски того, что США станут препятствовать реализации проекта «Турецкого потока». - Господин Чолакоглу, как вы оцениваете результаты российско-турецкого торгово-экономического и политического сотрудничества в 2018 г.? - 2018 г. отражает хороший настрой сотрудничества и прогресс в российско-турецких отношениях. Торгово-экономические отношения продолжили развиваться в позитивном ключе. Россия – третий крупнейший торговый партнер Турции после Германии и Китая с $22 млрд годового товарооборота. Турецкое и российское правительства также стали сотрудничать по вопросам международной повестки. В частности, Анкара и Москва успешно сузили круг своих разногласий по Сирии. Турция провела операцию в Африне с помощью политической поддержки со стороны России. Астанинский процесс мирного урегулирования в Сирии, участниками которого являются Россия, Турция и Иран – также хороший пример российско-турецкого сотрудничества в сирийском вопросе. Москва и Анкара были главными акторами в разрешении кризиса в Идлибе с помощью заключенного в сентябре сочинского соглашения. - Как вы оцениваете перспективы создания зоны свободной торговли между Турцией и ЕАЭС в 2019 г.? Ведутся ли переговоры по этому вопросу? - Турция является частью Таможенного союза с ЕС с 1996 г., исключая сельскохозяйственный сектор. Со времени участия в Таможенном союзе многие сектора экономики Турции глубоко интегрировались в европейский рынок. Согласно договору с Евросоюзом, Турция не может подписать соглашение о свободной торговле с третьими странами, нарушающее Договор о Таможенном союзе. Это применимо и в случае с ЕАЭС. Министр экономики Турции Нихат Зейбекчи в августе 2017 г. отметил, что у Турции было намерение подписать соглашение о зоне свободной торговли, не нарушая норм Таможенного союза ЕС. До нынешнего времени конкретного прогресса в подписании соглашения о свободной торговле между Турцией и ЕАЭС не наблюдалось, по этому вопросу не велись отдельные переговоры. Но Анкара и ЕАЭС могут сотрудничать в подписании соглашения о свободной торговле в сельскохозяйственном секторе и других областях, не затронутых Договором о Таможенном союзе с ЕС. - Агентство Bloomberg сообщает, что Турция предлагала американским техническим экспертам провести экспертизу российских С-400. Это правда? Что вы думаете об этом? - Сообщение Bloomberg не было подтверждено официальной Анкарой и Вашингтоном. Однако правительство Эрдогана находится под давлением НАТО и США из-за сделки о покупке российских С-400. Конгресс США хочет ввести против Турции санкции и лишить ее американских истребителей F-35, если она купит российский ЗРК. В 2015 г. правительству Эрдогана уже пришлось по похожей причине отказаться от покупки китайской системы ПВО. Турция должна принять окончательное решение касательно тендера на ПВО к лету 2019 г. Вероятно, Анкара может снова отказаться от покупки ненатовской системы ПВО. - 19 ноября президенты России и Турции участвовали в церемонии завершения строительства морской части трубопровода «Турецкий поток». Российские эксперты предрекают, что после «Северного потока – 2» США могут начать противодействовать и «Турецкому потоку», чтобы продвигать в Европу собственный газ. Насколько велик этот риск и как Россия с Турцией могут защитить свои энергетические интересы в Европе? - Пока что США не противодействовали строительству «Турецкого потока». Турция сама является импортером газа и старается диверсифицировать его источники. Трубопроводный газ также дешевле альтернативы в виде СПГ. В этом отношении Анкара очень чувствительно относится к вопросу наличия надежного источника более дешевого газа. К тому же, Турция хочет стать энергетическим хабом коридора «Восток – Запад». Все эти приоритеты ставят Турцию и Россию по одну сторону в вопросе энергетических проектов. Соединенные Штаты учтут данный факт и с уважением отнесутся к этой уязвимости Турции. Вашингтон уже делал исключение для Анкары и позволял ей наряду с семью другими странами осуществлять закупки нефти и газа из Ирана, несмотря на ноябрьские санкции против этой страны. - Госдепартамент США одобрил возможную сделку с Турцией, касающуюся покупки систем Patriot стоимостью $3,5 млрд. Анкара намерена приобрести четыре комплекта ЗРК с 20 пусковыми установками и 80 ракетами-перехватчиками. Почему США одобрили эту сделку? - Закупка систем Patriot – это долгожданная сделка для Турции. В прошлом на намерение Анкары купить эту ЗРК Штаты не отвечали должным образом, либо же Турция иногда находила цену ЗРК слишком высокой. Разрешение Госдепартамента США продать системы Patriot Турции похоже на жест в сторону Анкары, чтобы она не приобрела российские системы С-400. Если учитывать еще и F-35, США теперь предлагают полный пакет противовоздушной обороны для Турции. Как член НАТО, Турция уже полностью интегрировала свою систему с применением американских оборонных технологий. 2019 г., похоже, окажется последним этапом, когда Турция сможет определиться со своими оборонными закупками. - Как вы оцениваете отношения между Турцией и Беларусью? Есть ли у двух стран совместные проекты? Каков их товарооборот? - Белорусско-турецкие отношения устойчиво развивались со времени их установления в 1992 г. Товарооборот в 2017 г. составил примерно $1 млрд. Объем турецких прямых иностранных инвестиций в Беларусь в том же году составил более $400 млн. Отсутствие каких-либо политических трений между странами объясняет стабильный прогресс в отношениях Анкары и Минска. Но когда мы рассматриваем области потенциального экономического сотрудничества между странами, становится ясно, что партнерство, похоже, достигло своих пределов.