Войти в почту

Турки «ударили в спину»

Президент России особенно отметил, что турецкая сторона не наладила контакт с Москвой, а вместо этого весь день консультировалась с представителями НАТО, «как будто это мы сбили турецкий самолёт, а не наоборот». Путин отметил, что этот инцидент имеет «трагические последствия» для отношений между Турцией и Россией. "Это событие выходит за рамки обычной борьбы с терроризмом. Конечно, наши военные ведут героическую борьбу с террором, не жалея себя и не жалея своей жизни. Но сегодняшняя потеря связана с ударом, который нам нанесли в спину пособники террористов. По-другому я не могу квалифицировать то, что сегодня случилось ", - сказал Путин на встрече с королем Иордании Абдаллой II. "Это трагическое событие будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Мы всегда относились к Турции как не просто к близкому соседу, а как к дружественному государству. Не знаю, кому было нужно то, что сделано сегодня, во всяком случае, не нам", — сказал российский президент. "Вместо того, чтобы немедленно наладить с нами необходимый контакт, насколько нам известно, турецкая сторона обратилась к своим партнерам по НАТО для обсуждения этого вопроса, как будто это мы сбили их самолет, а не они наш", — отметил президент РФ. Сегодня утром российский СУ-24 потерпел катастрофу в Сирии, так сообщили в Минобороны РФ. По предварительным данным, оба пилота катапультировались. Об их судьбе приходят противоречивые данные. В сети появляются видеоролики, на которых якобы виден погибший лётчик. Второй попал в плен к сирийским туркменам, которые сражаются против сил Башара Асада. Эта информация требует подтверждения. Представители Минобороны заявили, что истребитель был сбит на высоте 6 тыс. метров с земли и упал на сирийской территории в районе Байырбукджак. При этом СУ-24 находился исключительно в воздушном пространстве Сирии. Кремль это достоверно знает, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Владимир Путин заявил, что СУ-24 находился в километре от границы с Турцией и никому не угрожал, тем не менее был атакован ракетой воздух-воздух с турецкого истребителя. При детальном разборе ситуации растёт недоумение действиями турецкой стороны. На данный момент можно руководствоваться лишь картой, которую опубликовали источники, близкие к Минобороны Турции. На карте наглядно показано, как именно российский самолет нарушает воздушное пространство страны. Если верить этим данным, наш истребитель срезал выступ турецкой территории, ширина которого не более трех километров. Такой участок Су-24 пересекает за 10-15 секунд. В турецком Генштабе заявляют, что самолёт получил в течение пяти минут 10 предупреждений, перед тем как был сбит. То есть по логике должен был «носиться» взад-вперёд по этому выступу, что маршрутом на карте не подтверждено. Кроме того, СУ-24 упал в стороне от турецкой территории и схема полётов, как кажется, говорит о том, что атака произошла уже над территорией Сирии. Впрочем, сама карта и выводы турецких и российских военных предварительные. Как бы то ни было, решение сбивать самолёт, даже немного нарушивший границу, в разгар военных действий, когда в небе находятся французские, американские, иранские, русские боевые машины, выглядит абсурдом либо сознательной провокацией. Здесь стоит напомнить одну показательную цитату, которая принадлежит бывшему президенту Турции Абдулле Гюлю. Когда в 2012 году Сирия сбила турецкий военный самолет F-14, нарушивший воздушное пространство, глава республики отреагировал так: «Сирия уверяет, что самолёт пересёк границу в её территориальных водах. Это нормально, когда реактивный самолёт ненадолго заходит в воздушное пространство другой страны. Если подумать, с какой скоростью такие самолёты летают над морем, пересекая границы на небольшое расстояние, а затем возвращаются, это обычное дело». После того инцидента некоторое время шли разговоры о полномасштабном сухопутном вторжении турецкой армии, но президент ограничился выдачей карт-бланша генералам, ответственным за охрану границы. Правила были ужесточены, а ВВС Турции получили разрешение сбивать любые неопознанные объекты, которые не реагируют на предупреждения с турецкой стороны и находятся на расстоянии нескольких километров (!) до границы с Турцией, то есть по сути на чужой – сирийской – территории. Прямая агрессия Турции в отношении нашей страны исключена. Вполне вероятна ошибка, провокация либо излишняя инициативность турецких военных. Они уже сбивали самолёты на своих южных границах. В марте 2014 года ВВС республики уничтожили сирийский истребитель, который нарушил воздушное пространство Турции.

Турки «ударили в спину»
© Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Что дальше

Этот инцидент серьёзно усложнит дипломатическую конфигурацию вокруг сирийского конфликта и, собственно, двусторонние отношения между Москвой и Анкарой. Вряд ли можно предположить открытое противостояние вплоть до военного, всё же Турция – член НАТО, а внешняя политика России никогда не демонстрирует резких импульсивных непродуманных шагов. Некоторое время уйдёт на выяснение обстоятельств катастрофы. Сдерживающим фактором эскалации станут выжившие пилоты, если эта информация подтвердится. В таком бескровном варианте проблему удастся замять быстрее. Если конечно Турция захочет сгладить углы и не решится под давлением западных союзников интенсифицировать противоречия с Россией. Другой актуальный вопрос обращён к российским военным: есть ли тактическая необходимость осуществлять операции в непосредственной близости к турецкой границе, учитывая нервную реакцию Анкары? С другой стороны, российская авиабаза «Хмеймим» находится лишь в 40 километрах от турецкой границы, поэтому определённые инциденты в воздушном пространстве возможны – либо по ошибке, либо в случае манёвров. Странно, что не удалось договориться с турецкими военными и не согласовать разрешение конфликтов при возникновении нештатной ситуации. Открыт вопрос о соразмерном ответе. Сложно не признать: атака на российский самолёт сегодня крайне выгодна именно турецкой стороне. На этой неделе решается вопрос о расширении коалиции – к России может присоединиться Франция. Президент Франсуа Олланд после парижских терактов настроен решительно и, что показательно, приехал обсуждать свой военные ответ в Москву, а не в Брюссель или Вашингтон. Расширение той группы союзников, которая ратует за сохранение режима Асада на переходный период (а именно эта задача первой фазы российской операции в Сирии), не соответствует интересам Анкары. Эрдоган твёрдо настаивает на свержении легитимного главы Сирии. Помимо прочего, российские ВКС в последние две недели особенно «зверствуют» на путях транспортировки нефти в Турцию и боевиков и оружия в направлении обратном. В этой чёрной экономике задействованы, в том числе, турецкие генералы, которые вполне могли сыграть в «свою» игру, отличную от планов президента. Пока видятся два пути разрешения проблемы: конфронтационный и мирный. Можно сделать вид, что произошла досадная «случайность», дождаться извинений от Анкары и обеспечить политическое сопровождение военных согласований о дальнейших действиях авиации на сирийско-турецкой границе. С одной стороны это грозит «потерей лица», важным фактором в восточной дипломатии. С другой – не стоит забывать, что Турция контролирует проливы, а ведь именно морским путём Москва обеспечивает снабжение нашей группировки в Сирии и войск правительства. Иные векторы снабжения чреваты значительным удорожанием операции. Силовой ответ не обязательно означает войну (это вообще самый крайний и малореальный вариант). Можно начать эвакуацию из Турции наших туристов (вообще не ясно, чем египетские курорты опаснее турецких) и поэтапно сворачивать совместные экономические проекты, включая и «турецкий поток». Не лишним будет поднять вопрос о борьбе курдов за самоопределение. Также можно усилить контроль за сирийской пограничной территорией и сбивать турецкие беспилотники, а также самолёты-перехватчики, которые нарушают воздушное пространство Сирии на постоянной основе. А самым действенным ответом в обоих сценариях станет ещё более массированная бомбардировка торговых нефтепутей, с которой продолжает кормиться огромная часть турецкой элиты.

Опасное соседство

Фронтовые бомбардировщики Су-24 входят в состав российской группировки ВКС в Сирии, развернутой на аэродроме Хмеймим в конце сентября 2015 года. Точный состав авиагруппы до сих пор не известен, предположительно он выглядит так: 12-30 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 12 штурмовиков Су-25СМ, 4 истребителя Су-30СМ и 6-8 бомбардировщиков Су-34, а также вертолеты 4-15Ми-24 и 12-15 Ми-8. Территория, где упал российский самолёт, находится на севере провинции Латакии, где размещена наша военно-воздушная база, аэропорт, откуда совершают вылеты самолёты ВКС РФ. На севере провинции сирийские правительственные силы ведут бои с мятежниками, группировками различного религиозного и политического толка. Это гористая местность. Наступление войск Асада в последние полтора месяца развивается плохо, во многом из-за сложного рельефа и постоянной подпитки боевиков живой силой и оружием через турецкую границу. Правительственная армия не форсирует события, предпочитая контролировать господствующие высоты, бережёт личный состав и с помощью российской авиации уничтожает линии снабжения экстремистов, укрепрайоны и склады с оружием.