Звезды мирового балета отдали дань памяти Майе Плисецкой на гала-концерте в Лондоне

Звезды российского и мирового балета отдали дань памяти великой русской балерине Майе Плисецкой (1925-2015) на гала-вечере в британской столице. Во время концерта, прошедшего в лондонском театре «Колизей», ведущие танцоры со всего света показали лучшие номера из репертуара бывшей примы-балерины Большого театра, а также фрагменты других классических и современных балетов. При этом Плисецкая, не раз танцевавшая за свою долгую и блистательную карьеру на сцене «Колизея», по признанию участников концерта под названием «Ave Майя», словно незримо присутствовала на вечере, задумывавшемся изначально как праздник в честь ее юбилея.

Звезды мирового балета отдали дань памяти Плисецкой
© ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

Плисецкая в зале

"Мы так ждали этого 90-летия, надеялись, что Майя Михайловна будет сидеть в этой ложе, — рассказал российским журналистам художественный руководитель вечера, балетмейстер, хореограф Андрис Лиепа, с отцом которого, Марисом Лиепой (1936-1989 гг.), Плисецкая исполнила многие партии, навсегда вошедшие в золотой фонд мирового балета. — Она всегда была для нас уникальным примером. Сегодня с нами ее нет, но она все равно нас видит, и все артисты это чувствуют". Это ощущение присутствия усиливалось тем, что в начале каждого из двух актов на большом экране демонстрировались редкие фотокадры из жизни балерины.

Ее роли

В ноябре прошлого года Лиепа выступил режиссером вечера памяти Плисецкой на сцене Большого театра. Лондонский вечер одновременно был и похож, и отличался от программы того гала-концерта. Так, в воскресенье, как и несколько месяцев назад, были показаны главные роли Плисецкой. Это была, например, Джульетта из «Ромео и Джульетты» Сергея Прокофьева, Китри из «Дон Кихота» Людвига Минкуса, Одетта-Одиллия из «Лебединого озера» Петра Чайковского. Увидели зрители и один из самых любимых номеров Плисецкой — «Болеро» Мориса Равеля, который для примы специально поставил легендарный хореограф Морис Бежар (1927-2007). Его исполнил российский танцовщик Фарух Рузиматов из Михайловского балета, правда, не в бежаровской версии, а в хореографии Николая Андросова.

Всем миром

Тем временем, в отличие от гала-концертов в Москве, где были звезды исключительно Большого, Мариинского и Михайловского театров, в Лондоне состав участников был международным. Помимо танцоров из трех ведущих российских музыкальных театров, дань памяти Плисецкой своими выступлениями отдали ведущие солисты миланской «Ла Скалы», Баварской государственной оперы, Парижской оперы, лондонского Королевского балета, Английского национального балета, Балета Сан-Франциско, Венского государственного балета, Американского театра балета. Так, испанская танцовщица и руководитель Английского национального балета Тамара Рохо взяла на себя непростую задачу исполнить известнейшую роль Плисецкой — Кармен из «Кармен-сюиты» Жоржа Бизе в оркестровке Родиона Щедрина. «Эта роль была написана для нее и поэтому в ней очень чувствуется ее характер и личность Майи, под нее были продуманы и все проходы, постановка ноги. Я очень хотела выступить в этом номере так же, как это делала она, сделать это в ее честь. И эта подготовка заняла у меня целый месяц», — сообщила Рохо ТАСС.

Черный лебедь для Плисецкой

Несмотря на такой большой географический разброс, всех артистов в этот день объединяло глубокой уважение к Плисецкой и преклонение перед ней. «Хотя она и не с нами, для меня она все равно в этом зале, и сегодня, естественно, я буду танцевать для нее», — рассказала, в свою очередь, корр. ТАСС прима-балерина Венской оперы Людмила Коновалова перед тем, как выйти на сцену. Вместе с Мэттью Голдингом из лондонского Королевского балета Коновалова, которая в 2007 году выиграла конкурс имени Майи Плисецкой, блестяще исполнила танец Черного лебедя из второго акта «Лебединого озера». «Не совру, если скажу, что именно с этого конкурса началась моя карьера, Майя Михайловна мне в этом очень помогла», — подчеркнула звезда Венской оперы.

Легенда на все века

А приглашенный солист Большого театра Иван Васильев и солистка ГАБТ Кристина Кретова, которым в этот день было поручено закрыть программу сценами из «Дон Кихота», честно признали, что таланта, равного Плисецкой, найти будет очень сложно, если вообще возможно. «Балет развивается и меняется, но, что касается Майи Михайловны, то такого не было и не будет, наверное. Это всегда актуально, это такая легенда, которая на все века», — сказал Васильев. "Ни для кого не секрет, что мы подражаем ей, ее манере, ее характеру, но сделать это, как делала она, такой задачи даже не стоит, потому что это невозможно", — отметила Кретова.

Испания помнит приму

Молодой испанский танцовщик фламенко Серхио Бернал, творчество которого отмечала Плисецкая, страстно любившая испанские танцы, признался, что испытывает одновременно и печаль, и радость. «Я чувствую, с одной стороны, грусть, потому что я больше не смогу поговорить с ней, а с другой — радость отдать дань уважения ее искусству и таланту, потому что Майя не умрет никогда, она навсегда оставила свой след, и он вечный», — сообщил он в беседе с корреспондентом ТАСС. Плисецкую один из лучших испанских танцоров современности вспоминает с теплотой, отмечая уникальность ее характера. «Майя с первого же момента поразила меня тем, что в ней уживались одновременно элегантность, рациональность и страсть. И это очень сложная комбинация, и это делало ее тем, кем она была — статной балериной с большим сердцем», — сказал Бернал, познакомившийся с Плисецкой в 2011 году. Известный испанский режиссер и хореограф Рикардо Куэ знал балерину и ее семью намного дольше, с 1966 года. По его словам, несмотря на эту казавшуюся противоречивость, прима Большого театра была очень цельной натурой. "Она всегда была предельно ясной и цельной — белое или черное, хорошее или плохое, ей не были знакомы полутона, — поведал Куэ ТАСС. — Она была совершенно свободным человеком и в искусстве, и в жизни. Она была свободной, потому что ей пришлось бороться за свою свободу. И она была свободной в СССР всего в одном месте — на сцене Большого театра. И, когда поднимался занавес, ничто не могло остановить ее".

Вклад в «культурную дипломатию»

Публика горячо встречала каждый номер вечера, что не удивительно — Плисецкую в городе на Темзе хорошо знали, даже несмотря на то, что парижская сцена была для нее более знакома, чем лондонская. «Конечно, у Плисецкой была намного более прочная связь с Парижем по ряду причин — она и выступала, и бывала там больше, — рассказала корреспонденту ТАСС Ольга Балаклеец, глава продюсерской компании Ensemble Productions, организовавшей вечер. — Но, тем не менее, Лондон, будучи одной из самых важных культурных точек с прекрасными труппами, вызывал интерес у любого великого деятеля. У нее здесь очень много поклонников и друзей». Причем, что с успехом удалось Плисецкой даже после своей смерти — внести лепту в «культурную дипломатию» между государствами, которые сейчас переживают не самый лучший момент двусторонних отношений. «Весь мир признает, что она была феноменально талантливой. Это замечательный концерт и фантастические выступления», — сообщил российским журналистам министр культуры Великобритании Джон Уиттингдейл. «Важная вещь в балете заключается в том, что ему по силам разрушать барьеры. Я глубоко уверен, что в политически сложные времена нужно сохранять культурные связи. Конечно, у нас есть серьезные политические разногласия, но это не означает, что мы не можем вместе проводить культурные мероприятия», — сказал он.