Школьники Югры вышли на связь с экипажем МКС и показали тараканов-киборгов

Первые в России детские технопарки «Кванториум» открылись в субботу в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске. В ходе церемонии открытия технопарка в столице Югры школьники связались с Международной космической станцией (МКС), передает корреспондент ТАСС с церемонии открытия. "Сегодня открываются первые две площадки. Мы подразумеваем, что это такие области ускоренного технического развития детей. Мы не знаем, какие технологии будут востребованы завтра. Поэтому нужно создать систему, которая привьет детям те компетенции, которые на много лет вперед опередят то, что случится завтра", — сказала в ходе церемонии открытия «Кванториума» руководитель проекта Агентства стратегических инициатив (АСИ) Марина Ракова. В ходе торжественной церемонии открытия детский технопарк в Ханты-Мансийске устанавливает связь с МКС. Космонавты, поочередно подхватывая плавающий в невесомости микрофон, поздравляют пришедших на открытие будущих воспитанников «Кванториума» и говорят о том, что среди них стоят будущие Королевы и Циолковские. Дети хвастаются оснащением технопарка, в том числе, оборудованием, которое позволяет создавать тараканов-киборгов.

Школьники Югры вышли на связь с экипажем МКС
© © Александр Рюмин/ТАСС

Кибертараканы помогут спасателям

Южноамериканские тараканы гораздо крупнее своих российских собратьев — в длину они достигают 7-8 сантиметров. Насекомые, живущие в «Кванториуме» характеризуются еще одной особенностью — в голову каждому таракану вживлен коннектор, в который вставляется электронный чип. Разработчик образовательной программы для направления нейротехнологий Алексей Летенец берет из банки, где живут кибертараканы, одного из них, уверяя, что проведенная модификация никак не ограничивает счастливую жизнь насекомого. Таракан в доказательство его слов суетливо перебирает лапками и пытается вырваться. «Вот, сейчас он даже пробует от меня улететь», — улыбается Летенец. «Восстание машин», — шутит кто-то из присутствующих. По словам разработчика, дети, которые будут заниматься нейротехнологиями, по итогам учебного курса будут сами выбирать тараканов, проводить им операции и впоследствии, вставляя во вживленный в голову подопечного коннектор электронный чип, управлять его движениями с помощью нейроинтерфейсов — шапочек с электронными датчиками. По сути, таракана можно будет контролировать силой мысли, говорит Летенец. «Конечно, сначала дети будут проводить простые опыты, связанные со съемом и передачей сигнала. Но впоследствии будут сами брать тараканов, делать им анастезию и имплантировать этот коннектор. А потом будут учиться ими управлять», — объясняет журналистам Летенец. Таракан, которого вернули обратно в банку с собратьями, сидит смирно. Помимо образовательных целей такое модифицированное насекомое может быть полезно еще во множестве сфер жизни. Например, контролируемые человеком тараканы могут помогать спасателям в поиске людей под завалами.

Робот, спасающий марсоход

В помещении, отведенном для направления робототехники, школьники столпились вокруг стола с причудливыми машинами из наборов Lego. Преподаватель наживает кнопку на спине у колесного робота, и тот, настойчиво перелезая через рукотворные холмики, имитирующие марсианскую поверхность, едет спасать заблудившийся игрушечный марсоход. В считанные секунды под восхищенные возгласы школьников робот находит цель, захватывает ее специальным манипулятором и тащит назад, в исходную точку. По словам куратора направления робототехники в «Кванториуме», представителя международной программы Lego Education Юрия Вирича, на решение этой задачи у воспитанников технопарка ушло около получаса. Однако, это задача проста, а вот над созданием оснащенного двумя микрокомпьютерами робота, различающего объекты на конвейере по цветам, даже преподаватели трудились около восьми часов. Наборы Lego Education для юных создателей роботов — только первый шаг. Впоследствии в «Кванториуме» появятся и другие исходные конструкции, из которых им предстоит создать различные машины. В их числе, говорит Вирич, и разработки российских компаний — металлические наборы— конструкторы с мощными двигателями. Они позволят создавать и реализовывать программы для промышленных роботов, которые заинтересуют даже студентов. "Занятия будут идти параллельно по программированию, по проектированию роботов, по каким-то тематическим вещам, например, как в случае с нашим марсоходом, связанным с космосом. Это, в сущности, довольно просто — курс рассчитан на детей от девяти лет, но мы уже видим множество примеров, когда дети семи лет прекрасно справляются. Даже вам, если вы никогда не занимались программированием, хватит 20 минут, чтобы научиться", — объясняет журналистам Вирич. Особенность программы, поясняет он, в том, что ее редактор графический и наглядный. То есть, ребенку не нужно изучать синтаксис языка программирования и зубрить команды, но принципы того, как объяснить машине, что нужно сделать, он поймет.

Дети проверят чиновников

"Я сейчас смотрю на факел нефтедобывающей установки — там сжигается попутный газ, который получается при добыче нефти", — одиннадцатилетний Кирилл наблюдает за картинкой на мониторе компьютера. Установка принадлежит компании «Самотлорнефтегаз», и наблюдает за ней Кирилл посредством спутника. Сказать, не нарушает ли нефтедобывающая компания нормативов при работе, Кирилл пока не может. "Но мы и этому научим", — заверяет разработчик учебной программы для направления геоинформационных технологий, проректор по инновационному развитию Московского государственного университета геодезии и картографии Федор Шкуров. В рамках этого направления, объясняет он ТАСС, школьники будут работать с картами, составлять и анализировать их. В ход пойдут как данные со спутников, так и собственные наработки — в арсенале «Кванториума» есть квадрокоптеры, управляя которыми, дети будут осуществлять оптическую съемку Ханты-Мансийска и его окрестностей. "Тут все можно развивать и дальше — например, мы имеем возможность оснастить квадрокоптер датчиком, который будет фиксировать примеси в воздухе. И ученики будут впоследствии составлять карту загрязненности воздуха в родном городе. Главное, чтобы все было привязано к реальности. У нас проектное обучение — занялся каким-то вопросом, собираешь все доступные данные и прорабатываешь его от начала и до конца", — говорит собеседник агентства. Таким образом дети смогут проверять все, что угодно — данные по количеству зеленых насаждений, соотношение старых зданий и новостроек в Ханты-Мансийске, рапорты чиновников о километраже построенных дорог. В перспективе они станут специалистами по работе с геоинформационными ресурсами.

Проволока-двигатель

Помещение для направления — квантум нанотехнологий — чем-то напоминает школьный класс физики, где установлены различные простейшие приспособления для опытов, такие, как грузики на пружинах. Только мало в каких школах такие опыты делаются интересными для детей. А здесь воспитанники сами объясняют не только то, почему закрученная в пружину проволока возвращается в исходное положение после нагревания, но и как можно применить этот эффект на практике. "Да много где можно это использовать — в самолетостроении, в строительстве космических кораблей, в медицине", — со знанием дела говорит четырнадцатилетний Никита. "Проволочка, которая растягивается при нагревании, а потом возвращается в исходное состояние — это, по сути, простейший двигатель, — подсказывает разработчик учебной программы, руководитель Иркутского центра дополнительного образования Михаил Просекин, — Да, у него низкий КПД, но кое-где он совершенно незаменим — например, когда спутнику нужно открыть антенну в космосе". По его словам, смысл этой лаборатории — с одной стороны, показать ребятам, как выглядит научное исследование, с другой — объяснить, как оно переходит в научные задачи. Дети будут знакомиться со свойствами различных материалов и одновременно учиться обращать эти свойства на пользу людям. "Это нужно для работы с нашими другими направлениями. Например, дети, изучив материалы, смогут впоследствии создать беспилотник из такого материала, что его не засечет ни один радар", — объясняет Марина Ракова. «Или наоборот — построить такой радар, который засечет любой беспилотник, что в настоящее время существенно актуальнее», — подхватывает Просекин.

По стопам Фурье

В «Кванториуме» есть не только узкоспециализированные образовательные направления, но и интерактивный музей, который позволит детям лучше понять базовые законы физики, на которых строится вся инженерная наука. Идеологами создания таких музеев при детских технопарках стали сотрудники московского научно-развлекательного центра «Иннопарк». «Мы разрабатывали концепцию и полностью оснащали этот музей для технопарка Югры. Вместо скучных учебников и лекций вы можете все эти экспонаты покрутить, повертеть и понять лучше законы физики», — объясняет ТАСС директор «Иннопарка» Светлана Моторина. На примере ряда маятников, которые одновременно приводятся в движение научный сотрудник музея Виктор объясняет, что такое преобразование Фурье — эффект разложения одной волны на гармонические колебания с разными частотами. "Вообще-то, Фурье (французский физик Жан Батист Фурье) это открыл, когда ему было нечего делать, — пожимает плечами Виктор, — он наблюдал за приливами и отливами. А потом на этом эффекте вся радиоэлектроника была построена". Виктора от рассуждений об открытиях Фурье отвлекают дети, которые просят показать плазменный шар. Это изобретение другого физика — Николы Тесла — тоже есть в арсенале музея. Стеклянная сфера с электродом внутри мягко светится, а приложив к стеклу руки, ребята с восхищением наблюдают возникающие рядом с ними маленькие молнии.

Перспективы проекта

Инициатива по созданию детских технопарков начала реализовываться в ходе Петербургского международного экономического форума в этом году, когда с властями некоторых регионов были заключены соответствующие соглашения. Вслед за технопарками в Ханты-Мансийске и Нефтеюганске в 2015-2016 годах откроются «Кванториумы» в Набережных Челнах (Татарстан), Алтайском крае и Москве. В перспективе, как пояснили ТАСС в АСИ, такие проекты будут реализованы в каждом регионе России и станут современными аналогами «дворцов пионеров». В каждом из них будет реализовываться от 3-4 до 10 направлений. Технопарки оснащены новейшим оборудованием и программами, позволяющим создавать роботов, тараканов— киборгов, беспилотные летательные аппараты и многое другое. Прием будет осуществляться с седьмого класса. Всего центры смогут принять до 2 тысяч детей. Как отмечают специалисты, практически все места уже заняты, наибольшим спросом пользуются робототехника и авиамоделирование.