Ученые Новосибирска могут изменить представления о происхождении человека

Новосибирские археологи занялись более подробным изучением Денисовой, Чагырской и Страшной пещер на Алтае. Находки последних лет и более глубокие исследования могут изменить представления о происхождении человека, сообщает пресс-служба НГУ. В проекте будут участвовать археологи из Франции, Польши и Израиля. Еще 10 лет назад, до нахождения денисовского человека, считалось, что траектория развития древнего человека в Средней Азии линейна: 200 тыс. лет назад люди стали заселять южную Сибирь и в частности Алтай. Однако, детальное изучение слоев (45-60 тыс. лет) показало, что в это время на территории уже сосуществовали два вида человека, а в слоях моложе 45 тыс. лет обнаруживается и третий вид. С помощью современных технологий ученые попытаются восстановить возможные траектории развития, существовавшие взаимоотношения между видами человека, культурное обогащение. "Не скажу, что нас ждут радикальные изменения представлений о происхождении человека — нет, мы не говорим, что человек произошел, допустим, от инопланетян. Могут измениться представления о хронологии событий, взаимоотношениях различных подвидов человека, географии формирования человека. Речь идет о комплексном исследовании, в том числе среды обитания человека, выявлении климатических закономерностей, охотничьих стратегий древних людей", — пояснил руководитель проекта, заведующий кафедрой археологии и этнографии гуманитарного института НГУ Андрей Кривошапкин. Напомним, останки денисовского человека были обнаружены в Денисовой пещере в 2008 году. Генетический анализ показал, что найденные кости принадлежат отдельному виду человека, отличному от неандертальцев и современных людей. Юлия Медведева