Войти в почту

Албания избавляется от советского балласта

Власти Албании решили пустить с молотка давно устаревшие советские истребители, учебные самолеты и вертолеты. На легендах советского авиастроения Албания намерена заработать до полумиллиона евро. Ценители авиации, которые охотятся за редчайшими образцами самолетов и вертолетов времен «холодной войны», обратили взоры на бывшую коммунистическую страну Албанию. Став в 2009 году членом НАТО, Тирана взяла курс на обновление парка военной техники и теперь намерена избавиться от крылатых артефактов коммунистического прошлого, без толку простаивающих на полузаброшенных аэродромах. На днях министерство обороны страны объявило о намерении организовать масштабный аукцион по продаже раритетных образцов военной техники, десятилетия назад стоявших на вооружении ВВС. Все они прекрасно знакомы знатокам советской авиации, поскольку в разное время были поставлены в Албанию из СССР или Китая. На аукцион, который пройдет 22 февраля в Тиране, выставлены 40 из 210 военных самолетов и вертолетов, стоявших на вооружении этой страны преимущественно в 1950–1970-е годы. Несмотря на то что некоторые из представленных образцов все еще стоят на вооружении некоторых стран третьего мира, все они давно устарели морально и физически, и главное — не соответствуют требованиям НАТО. Поэтому их содержание на балансе ложится тяжелым бременем на ВВС, из-за чего и было решено устроить международный аукцион. Построенные между 1950 и 1977 годом, 36 самолетов и четыре вертолета будут предложены заинтересованным музеям и частным коллекционерам. С молотка должны пойти шесть учебно-тренировочных самолетов Як-18, три МиГ-15, три МиГ-15УТИ, восемь МиГ-17, десять МиГ-19, шесть МиГ-21 и четыре советских военно-транспортных вертолета Ми-4. При средней начальной цене лотов от €8 тыс. до €13 тыс. в случае реализации всех лотов министерство обороны намеревается выручить от продажи техники минимум €435 тыс. Как рассказала изданию Balkaninside советник министра обороны Эдлира Пренди, средства, вырученные от продажи самолетов, пойдут на укомплектование армии вооружением по стандартам НАТО. «Наша цель — модернизировать армию. Поэтому прибыль от аукциона пойдет исключительно на покупку нового снаряжения в соответствии в натовскими стандартами», — заявила советник. Продажа самолетов избавит министерство от необходимости тратить деньги на поддержание техники: по данным военных, на их хранение в одном месте ежегодно тратится порядка €50 тыс. Однако продать летательные аппараты времен «холодной войны» будет не так просто. Попытки устроить подобные аукционы минобороны предпринимало уже в 2012 и 2013 годах — и оба раза затея оказывалась провальной. В этот раз военные намерены избежать прежних ошибок. Все выставленные на торги самолеты и вертолеты разбросаны по четырем аэродромам страны. Так, мало кому известно, что в полукилометре от международного аэропорта Тираны находится заброшенная военная база Ринас, где хранятся 11 истребителей МиГ-17, три из которых пойдут с молотка. База была закрыта после того, как 16 сентября 2004 года албанский летчик Яни Тарифа погиб, управляя старым МиГ-19, на котором была подвешена 41 ракета. Остальные образцы техники находятся на военном аэродроме Кучова, где самолеты отлично видны на картах Google, и Гядри — к северу от столицы Тираны. После той катастрофы руководство Албании приняло решение о запрете полетов всех устаревших поставленных из СССР или Китая образцах летательных аппаратов. По словам Пренди, выставленные на продажу самолеты и вертолеты прекратили подниматься в воздух гораздо раньше. «Они не способны подниматься в небо долгие годы, поскольку не проходили стандартные процедуры обслуживания, необходимые для полетов», — пояснила она. По словам военных, минобороны уже получило заявки на участие в аукционе из Греции, Германии, Франции и США. После Второй мировой войны в Албании установился коммунистический режим под руководством Энвера Ходжи, который строил национальные вооруженные силы при мощной поддержке СССР. К 1957 году в Албанию было поставлено 26 МиГ-15бис и 12 МиГ-15УТИ. На фоне нормализации отношений СССР и Югославии в 1959 году произошло охлаждение отношений между Тираной и Москвой. В 1962 году Албания вышла из Совета экономической взаимопомощи и Организации стран Варшавского договора, отказалась выплачивать долги СССР и его союзникам. После этого идеологическими и экономическими союзниками для Албании стали КНР и КНДР. Все МиГ-15бис и МиГ-15УТИ в албанских военных документах стали на китайский манер именоваться F-2 и FT-2. После смерти Ходжи и распада СССР ВВС Албании пришли в упадок, большая часть самолетного парка была списана. В результате народных выступлений в 1997 году были разгромлены несколько военных баз. В конце 1990-х годов руководство Албании стало настойчиво просить о вступлении в НАТО, которое состоялось только при условии полного отказа армии от старых образцов техники. В октябре 2006 года из состава ВВС были списаны последние восемь летающих МиГ-15 (в том числе пять-шесть Миг-15УТИ) и шесть МиГ-17. В 2009 году страна вступила в НАТО и ее ВВС стали комплектоваться образцами западной техники.

Албания избавляется от советского балласта
© Fatjona Mejdini/BIRN
Газета.Ru: главные новости