Войти в почту

Турецкий след в сомалийском небе

Средства массовой информации буквально пестрят обсуждением весьма неординарного события, произошедшего 2 февраля на самолете А321-200 авиакомпании Daallo Airlines. При выполнении рейса D3-159 по маршруту Могадишо (Сомали) — Джибути (Джибути) через пять минут после взлёта в пассажирском салоне раздался взрыв. Экипаж оперативно прекратил набор высоты и благополучно вернул самолет на аэродром в Могадишо. На земле была обнаружена большая пробоина в корпусе по правому борту воздушного судна, в районе правого крыла. Три человека с повреждениями различной тяжести были направлены в больницы. Один человек погиб. Об этом удивительном случае мы беседуем с генеральным директором Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полётов» Сергеем Мельниченко. Сергей Александрович считает, что все пассажиры, летевшие этим рейсом, родились в рубашке. Об этом, по его мнению, говорят многочисленные факты. Во-первых, выясняется, что изначально рейс должен был выполняться турецкой авиакомпанией Turkish Airlines, но турки, сославшись на сложные метеоусловия, предложили его выполнить джибутийской авиакомпании Daallo Airlines, для которой, вероятно, те же самые погодные условия были не такими сложными. Во вторых, самолёт был этой компанией взят в лизинг у греческой компании Hermes Airlines. — Из-за такой «рокировки», продолжает Мельниченко, рейс вылетел с часовой задержкой. Если предположить, что использовалось взрывное устройство с таймером, то взрыв должен был произойти, когда самолет поднялся бы до высоты более 10000 метров. Ясно ведь, что на этой высоте по причине разницы давления последствия были бы куда трагичнее для лайнера, чем на 3500 – его бы могло попросту разорвать на части, как это произошло с российским Airbus-321 в небе над Синайским полуостровом. - Вы полагаете, что план задумавших этот взрыв не сработал? - Что-то действительно пошло не так. А, кстати, вас не удивляет отказ турецкой авиакомпании от выполнения рейса? Думаете, это простое совпадение? А может, авиакомпании было что-то заранее известно? Ответы на этот вопрос, скорее всего, будут получены в ходе уголовного следствия, и вряд ли они относятся к сфере интересов и области экспертизы нашего МКАА «Безопасность полётов». Но то, что чей-то злой умысел повлиял на состояние безопасности полётов в этой африканской стране — несомненно. -В любом случае, наверное, стоит отметить хладнокровие и профессиональное мастерство экипажа. Ведь то, что зафиксировано одним из пассажиров на айфоне во время полёта, — а его уже посмотрели миллионы — потрясает. Кстати, и снимавший показал завидную стойкость нервов… - Капитан самолета, гражданин Сербии, сказал в одном из интервью, что для него это первый взрыв, и он надеется, что последний. Ему, действительно проявившему завидное хладнокровие, удалось посадить самолет, на борту которого после приземления оказалось 73 пассажира — вместо семидесяти четырех, поднявшихся на борт. Вероятно, одного человека при взрыве выкинуло из салона в образовавшееся в фюзеляже отверстие. Расследователи склоняются к выводу, что именно этот пассажир и пронес взрывчатку на борт в ноутбуке, хотя упоминалось и кресло-каталка. А поскольку в самолете уже обнаружены следы тринитротолуола, то версия о технической природе взрыва отпадает. - Известно, что в небе неспокойного Сомали, где вот уже столько лет не утихают военные действия между различными группировками, вообще летать не рекомендуется… — Это действительно так. В апреле 2015 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) посчитало, что использование воздушного пространства Сомали и для пролёта по международным воздушным трассам, и для выполнения посадки и взлета из местных аэропортов стало чрезвычайно опасным. Наличие в стране большого количества военизированных группировок, владеющих оружием, способным сбивать самолёты, представляет серьёзную угрозу гражданской авиации. Поэтому FAA опубликовало документ NOTAM 5/0120, которым полёты в воздушном пространстве Сомали ниже эшелона 260 и взлёты/посадки на сомалийских аэродромах были запрещены всем американским гражданским эксплуатантам и частным пилотам. - Странно только, что американцы, столь рьяно беспокоящиеся о безопасности полётов собственных судов над территориями, где ведутся боевые действия, столь равнодушны были к полету Малайзийского боинга, сбитого в августе 2014 над Украиной. А ведь большинство пассажиров на этом лайнере – граждане их стратегического союзника по НАТО… Кстати, вас не удивляет перешагнувший всякие временные границы поиск виновных в этой трагедии? — Я уже говорил в одном из интервью о вполне допустимой вероятности того, что расследование выполнило поставленные кем-то перед ним задачи, и потому Совету по безопасности Нидерландов комментировать по сути уже нечего. Будет ли учтён натурный эксперимент, проведённый Россией, о котором недавно опять напоминал общественности представитель Росавиации Олег Сторчевой, большой вопрос. А ведь этот эксперимент наглядно показал несостоятельность многих выводов провёденного Нидерландами расследования. Пожалуй, осталась последняя надежда на обладающую солидным запасом доверия ОООН. Наверное, уже самое время этой международной организации проявить заинтересованность в обстоятельствах гибели без малого 300 человек. - Вам не кажется, что расследование авиапроисшествия с сомалийским боингом может пойти по этому же пути? — Вполне такое возможно, ведь, как я уже говорил, здесь также торчат уши союзника США по НАТО – Турции. С другой стороны, уже задержано около двадцати человек, и есть информация, что некоторые из них сотрудничают со следствием. Там, где прослеживается политика, трудно быть в чём-то уверенным. Например, когда в в 1961 году Генеральный Секретарь ООН Даг Хаммершёльд погиб в авиационной катастрофе в Северной Родезии, было шесть официальных расследований, а не одно, как в случае с малайзийским Boeing. Было изучено множество версий — от технической неисправности до полной выработки топлива, диверсии на борту, обстрела другим самолетом, поражения с земли. И ни для одной из них убедительных доказательств не нашлось. Наиболее вероятной причиной назван заход на посадку на слишком малой высоте, в результате чего самолет столкнулся с деревьями. Но в прошлом году генсек ООН Пан Ги Мун назначил независимую комиссию экспертов, которая была призвана рассмотреть новые данные, связанные со смертью Дага Хаммершёльда. Комиссия опубликовала доклад на 99 страницах, в котором на основании новых данных установлено, что в момент столкновения с поверхностью земли самолёт уже был объят пламенем, а в районе падения самолета заранее дежурили агенты секретных служб. Таким образом, пусть через 55 лет, но истина установлена. Возможно, ООН заинтересуется и действительными обстоятельствами гибели 298 человек, которые были гражданами государств, являющимися членами Организации объединенных наций? Подобное тому, что произошло в небе над Сомали – далеко не единичный случай, В истории авиации не раз бывало, когда экипажу удавалось посадить самолет, получивший структурные разрушения — либо из-за взрыва, либо по технической причине. 1982 год, 11 августа. На самолете Boeing 747 авиакомпании Pan American, следовавшем рейсом из Токио в Лос-Анджелес с остановкой в Гонолулу, произошел взрыв. При взрыве погиб один человек, гражданин Японии, еще шестнадцать получили ранения. Были разрушены пол и покрытие потолка. Бомба была заложена под сиденьем человеком арабского происхождения, когда он вместе с семьей летел этим самолетом в Токио. Во время взрыва самолет находился в 225 километрах от Гавайских островов. На борту — 274 человека. Экипажу удалось его посадить в Гонолулу. Злоумышленника нашли, и он был осуждён. По имеющейся информации, в 2013 году он всё ещё находился в тюрьме. 1986 год, 2 апреля. Террористы заложили в одно из кресел бомбу из пластита на самолете Boeing 727 авиакомпании Trans World Airlines. Скорее всего, это произошло в Каире перед вылетом в Афины. После этого самолёт слетал в Рим и снова возвращался в Афины. На борту находился 121 человек. Незадолго до посадки в Афинах, при пересечении эшелона полёта 100 (около 3,000 м), на самолёте произошёл взрыв, в результате чего один из пассажиров вместе с креслом вылетел за борт в образовавшееся отверстие размером 1 м 40 см на 1 м 60 см. Также в пробоину вылетели пожилая женщина и её дочь с ребёнком. Еще семь человек получили различные травмы. Экипажу удалось благополучно посадить самолет. 1988 год, 28 апреля. Самолет Boeing 737 американской авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс с одного из Гавайских островов в Гонолулу. На борту находилось 95 человек. Набрав эшелон полета 240, пилоты услышали странный звук, после чего он сменился на шум ветра. Капитан оглянулся и не увидел двери в кабину экипажа — она отсутствовала. А там, где начинался салон первого класса, он увидел голубое небо. Оказалось, что из-за усталости металла оторвалось около пяти метров верхней части фюзеляжа. В образовавшееся отверстие сразу же высосало стюардессу, которая находилась около пятого ряда кресел. Произошла мгновенная разгерметизация, экипаж надел кислородные маски и приступил к экстренному снижению, которое иногда превышало 20 м/сек. Из-за шума экипаж общался при помощи жестов. Было принято решение произвести посадку на ближайшем аэродроме Мауи. Кроме этого, отказал левый двигатель. Капитану удалось благополучно посадить самолет и остановить его на ВПП, после чего была объявлена аварийная эвакуация. 1989 год, 24 февраля. Рейс из Гонолулу (США) в Окленд (Новая Зеландия) выполнялся на самолете Boeing 747 авиакомпанией United Airlines. На борту находилось 336 пассажиров и 18 членов экипажа. После взлёта, когда самолёт в наборе пересекал высоту 22,000 футов, оторвалась дверь носового грузового отсека, в результате чего произошла мгновенная разгерметизация. Дверь нанесла серьезные повреждения фюзеляжу и двум двигателям. Девять пассажиров высосало за борт. Их тела в океане так и не удалось обнаружить. Экипаж принял решение вернуться в Гонолулу, где через 25 минут была выполнена благополучная посадка. Расследованием были установлены серьезные недочеты в конструкции запирания дверей на замок. 1994 год, 11 декабря. В результате взрыва бомбы на самолете Boeing 747 филиппинской авиакомпании Phillippine Air Lines, следовавшего из Манилы в Цебу (Филиппины) и далее в Токио/Нарита (Япония), в полу образовалось 60-сантиметровое отверстие. На борту находилось 273 пассажира и 20 членов экипажа. В результате взрыва бомбы, заложенной под пассажирское сиденье, сидевший на нем человек погиб, около десяти пассажиров получили ранения. Расследованием было установлено, что составные части бомбы пронёс на борт человек арабской национальности, следовавший рейсом из Манилы в Цебу. В туалете он собрал составные части бомбы воедино и заложил её под кресло, настроив таймер на время, когда самолёт будет находиться над океаном. Экипажу удалось благополучно посадить самолет в аэропорту Наха (Япония). 2008 год, 25 июля. Экипаж самолета Boeing 747 авиакомпании Qantas выполнял рейс по маршруту Лондон (Великобритания) — Гонконг (Китай) — Мельбурн (Австралия). На борту находились 346 пассажиров и 19 членов экипажа. Примерно через 55 минут полета, когда самолёт следовал на эшелоне 290, пассажиры и члены экипажа услышали громкий хлопок, после чего произошла разгерметизация салона. Экипаж предпринял экстренное снижение и объявил сигнал бедствия. После этого был выполнен заход и благополучная посадка в аэропорту Манилы (Филиппины). На земле установили разрушение части фюзеляжа размером два на полтора метра. Причиной явилось нештатное срабатывание одного из баллонов с кислородом, в результате чего он сошёл с места крепления и нанёс повреждения фюзеляжу. Никто не пострадал. 2009 год, 13 июля. Во время следования по маршруту самолета Boeing 737 американской авиакомпании Southwest Airlines, выполнявшего рейс из Нэшвилла в Балтимор (США), в потолке образовалось отверстие величиной около 30 сантиметров. Произошла мгновенная разгерметизация, и экипаж предпринял экстренное снижение. Посадка была выполнена в ближайшем аэропорту города Чарльстон. Расследование установило, что причиной происшествия стала усталость металла и возникновение усталостных трещин, которые не были обнаружены при проведении технических работ по обслуживанию самолета. 2011 год, 1 апреля. Экипаж самолета Boeing 737 американской авиакомпании Southwest Airlines выполнял рейс из Феникса в Сакраменто (США). На борту находились 117 пассажиров и 5 членов экипажа. Когда самолёт летел на высоте 34,400 футов и продолжал набор высоты, произошло отделение части фюзеляжа размером полтора метра на пятьдесят сантиметров. В результате происшествия одна из бортпроводниц получила незначительные травмы. Из-за последовавшей разгерметизации экипаж экстренно снизил самолет и произвёл благополучную посадку в городе Юма (США). Расследование установило, что работы по установке заклёпок при строительстве самолёта, которому на момент события было 15 лет, были выполнены некачественно.

Турецкий след в сомалийском небе
© Совершенно секретно