Войти в почту

Город против рекламы

Депутаты Мосгордумы предложили запретить рекламу через громкоговорители. Многих москвичей раздражают бесконечные призывы посетить кафе или поучаствовать в распродаже, разносящиеся из динамиков возле торговых центров и станций метро. Спам в почтовых ящиках, растяжки, трафареты на асфальте — на самом деле, людям не нравится очень многое. МОСЛЕНТА разобралась, кто выигрывает и кто проигрывает от ограничений в сфере рекламы. О возможном запрете недавно сообщил председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. Он отметил, что соответствующие поправки могут быть внесены в московский «закон о тишине». Пока что предложение обсуждается на сайте «Российской общественной инициативы» в рамках системы «Электронного правительства». В его поддержку высказались уже 183 человека. Еще 99 817 голосов — и инициативу смогут рассмотреть на региональном уровне. Зазывалы с громкоговорителями беспокоят граждан не только у людных станций метро, но и на отдаленных улицах. «Многие магазины, которые находятся в не очень проходных местах, пытаются привлекать людей громкоговорителями. Вот это действительно вызывает жалобы москвичей, которые из окон на улице постоянно слышат один и тот же текст», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель председателя комитета Московской городской думы по культуре и массовым коммуникациям Антон Палеев. Он отметил, что проблему можно решить даже не прибегая к какой-то специальной законодательной инициативе. По словам депутата, в Москве жалобы поступают примерно на три десятка точек. «Можно попросить полицию проверить эти точки. Я думаю, дважды полиция сделает замечание — и они просто выключат динамики, и все на этом все закончится», — сказал МОСЛЕНТЕ Палеев. За что правительство ненавидит рекламу Уже весной 2011-го ведомство предприняло инвентаризацию рекламных конструкций в центре города, 59 процентов из них были признаны незаконными. Потом рекламу убрали со строительных лесов. Сняли рекламные конструкции с крыш домов. Далее — покончили с транспарантами и прочими «тряпками» над городскими магистралями. Договоры с компаниями расторгались в одностороннем порядке, те шли в суды, но департамент продолжал отстаивать свою позицию. «Ни в одном уважающем себя городе нет перетяжек как вида рекламной конструкции», — говорил новый руководитель департамента. Крестовый поход против наружной рекламы городская администрация начала с 2011 года. В декабре 2010-го был сформирован профильный департамент, который возглавил Владимир Черников. В пресс-службе ведомства МОСЛЕНТЕ сообщили, что у кампании, стартовавшей в 2011 году, были свои резоны. «Это делается, мягко говоря, не по доброй воле, а потому что люди просят. Они не хотят жить в помойке», — сказали в пресс-службе и рекомендовали ознакомиться с результатами социологических замеров. Они указывают на ряд ошибок, допущенных департаментом. Например, на недавнюю судебную тяжбу метрополитена с компанией «Гема», которая несколькими годами ранее неожиданно для всех выиграла конкурс на размещение рекламных конструкций в подземке. Более того, некоторые видят прямую связь между ситуацией под землей и теми «гонениями», которые развернулись на поверхности. «Департамент пытался спасти ситуацию в метрополитене. Спасти ее все равно не удалось, потому что конкурс, на котором победила «Гема», был проведен по таким заоблачным ценам, что очевидно было, что рынок никогда их не проглотит. Я считаю, что перетяжки и крыши были снесены для того, чтобы стимулировать спрос в метрополитене, но это не удалось», — сказал МОСЛЕНТЕ генеральный директор компании «Гаврилоф Бразерс» Александр Каспирович. Эксперт рекламного рынка отмечает, что «визуально» город, быть может, и стал привлекательнее, но в финансовом отношении ситуация на рынке плачевна — на что указывает «череда банкротств». «Несмотря на то, что на рынке наружной рекламы сформировалась в чистом виде олигополия, олигополистам все равно несладко. Потому что базовый принцип: деньги любят тишину. Клиенты увидели, что на рынке уже третий год истерика: то одно сносим, то другое, эти — плохие, эти — пираты, негодяи и так далее. Клиенты рассудили очень просто: а зачем нам это все? Мы сейчас просто уйдем в интернет. Я думаю, что рынка наружной рекламы в Москве больше не будет вообще. Ну или потребуется период порядка 10 лет, чтобы клиенты все это забыли», — рассказал МОСЛЕНТЕ эксперт. Между тем ряд игроков, пострадавших от ограничений, обвиняют власти в том, что новая политика регулирования наружной рекламы привела к формированию олигополии на московском рынке. Сами операторы, которых Каспирович записывает в «олигополисты», ситуацией вполне довольны: «Мы однозначно поддерживаем решения департамента рекламы. Рынок был перенасыщен, его надо было как-то регламентировать. Для того чтобы рынок функционировал нормально, на нем должны работать профессиональные игроки», — сообщили МОСЛЕНТЕ в компании Gallery. Эксперты рынка тоже в массе своей поддерживают политику московских властей и считают, что существующая модель вполне нормальна. Вице-президент «ИМА» Владимир Евстафьев сообщил МОСЛЕНТЕ, что во всех крупных мегаполисах действуют два-три, максимум четыре оператора наружной рекламы, а в Москве таких фирм были тысячи. «Они были раздроблены, и было невозможно сконцентрировать в одной фирме капиталы, чтобы ставить высокотехнологичные установки в большом количестве», — сказал МОСЛЕНТЕ Евстафьев. Эксперт напомнил, что достойные рекламные установки, на которые приятно смотреть, стоят дорого и именно теперь, когда город навел порядок в сфере рекламы, мы можем любоваться «динамическими световыми табло» или «роторными установками, демонстрирующими по четыре рекламы одновременно», а не дешевыми щитами из фанеры. Президент Ассоциации малых предприятий наружной рекламы Александр Ружинский также отмечает, что в последние несколько лет в Москве «стало лучше»: «Тот визуальный шум, который нас окружает, в определенный момент начал зашкаливать. Я сам из Санкт-Петербурга, но часто приезжаю в Москву, и в этом смысле мне даже лучше, чем москвичам, видно, что город начал преображаться в лучшую сторону после того, как московские власти начали исправлять ситуацию с наружной рекламой. Стали видны фасады, стали видны перспективы и так далее». Вывески Непростая ситуация сложилась с вывесками. По словам председателя Рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирины Матысяк, в Москве фактически не было разделения на вывески и рекламные конструкции. «Коллизия состояла в том, что согласно федеральному закону, каждая вывеска как рекламный объект должна была проходить через аукцион. Через торги она пройти не могла, потому что вывеска по адресу «улица Пупкина, дом 10» нужна только одному конкретному человеку, у которого там находится предприятие потребительского рынка. В итоге бессмысленные аукционы проводить перестали. Возникла ситуация, при которой все вывески незаконны», — рассказала МОСЛЕНТЕ эксперт. В 2013 году правила изменились. Теперь каждую вывеску уже не нужно согласовывать как самостоятельную рекламную конструкцию, зато появились единые стилистические правила, которым должны соответствовать, в том числе и вывески.ситуация сложилась с вывесками. По словам председателя Рекламной гильдии при Московской торгово-промышленной палате Ирины Матысяк, в Москве фактически не было разделения на вывески и рекламные конструкции. «Шанхая быть не должно, но делать все вывески в одном цвете тоже неправильно, потому что «Филиппс» синий, а МТС — красный, — сказала МОСЛЕНТЕ Матысяк. — Это брендовые цвета, которые нельзя поменять. Если магазин «Филиппс» расположен рядом с салоном МТС, то все равно одна вывеска будет синей, а другая красной, и ничего с этим не сделаешь». Евстафьев в свою очередь полагает, что с разноцветьем брендов вполне можно что-то сделать. «В Париже тоже есть закон о визуальном единстве наружной рекламы. На Елисейских полях вы не можете повесить рекламу не белого цвета. Однако если вы, как «Макдональдс», а там есть «Макдональдс», хотите, чтобы реклама была красная — пожалуйста, заплатите за это в три-пять раз дороже. По-моему, очень мудрое решение. Хочешь, чтобы реклама была красной — пожалуйста, просто заплати за это так много, чтобы ты десять раз подумал о том, насколько тебе это все-таки необходимо», — рассказал МОСЛЕНТЕ рекламист. Заплатки на асфальте Последнее, в чем упрекают московские власти — закрашивание незаконной рекламы на асфальте черной краской. В самом деле, чем черные липкие пятна лучше рекламных объявлений, нанесенных по трафарету? Простой факт состоит в том, что такие случаи для Москвы совсем не характерны. «Реклама на асфальте у нас периодически появляется, особенно неподалеку от метро, — рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель управы района Северное Медведково Борис Трофимов. — Закрашивать рекламу запрещено нашим регламентом. Во-первых, это порча асфальта, во-вторых, при закраске пришлось бы огораживать эту зону, так как краска медленно сохнет и человек может поскользнуться, а у метро большой поток людей. Так что мы — соскабливаем». Трофимов отметил, что если реклама все-таки закрашена, то это дело рук конкурентов по криминальному бизнесу, а вовсе не городских служб. «У них там конкурентная борьба. Тут один обувь свою наклеил. Другой рядом нарисовал свою, а ту — закрасил», — пояснил глава управы.

Город против рекламы
© ТАСС
Мослента: главные новости