Войти в почту

Бразильский сценарий

Весной по стране прокатились массовые уличные акции с требованиями досрочной отставки Дилмы Руссефф. Ее обвиняли в участии в коррупционных схемах. Протесты в Бразилии начались еще два года назад на фоне серьезных проблем в экономике, которые сегодня стали еще глубже. Страна скатилась в рецессию. Как ожидается, ВВП Бразилии сократится в этом году на 3%. Падение цен на сырье и сельхозпродукцию привело к снижению бразильского экспорта на 17% за первые девять месяцев года. Повторится ли этот сценарий и в России, которая также сильно зависит от сырьевого экспорта? Рассуждает директор центра экономических исследований института Латинской Америки РАН Людмила Симонова.

Бразильский сценарий
© РИА Новости

Людмила Симонова директор центра экономических исследований института Латинской Америки РАН

«По структуре, конечно, мы не похожи. Бразилия в отличие от России страна, в которой достаточно развита обрабатывающая промышленность, и они в последнее время на 90% обеспечивали собственное потребление за счет производства машин, оборудования, потребительских товаров, которые производились бразильскими предприятиями. Мы знаем структуру России, которая в основном все это импортировала. И структуры экспорта у нас тоже очень разные. У них порядка 40% приходится на сырье, и все-таки остальное составляют продукты обрабатывающей промышленности и полуфабрикаты, у нас, соответственно, доля нефти существенно выше, то есть зависимость от цен выше. Но, тем не менее, вот этот так называемый китайский фактор, он очень сильно влияет на сегодняшнюю ситуацию в Бразилии, а именно экспорт китайских товаров существенно более дешевых, с более низкими издержками на рынке Латинской Америки, в том числе и в Бразилии, существенно подорвали позиции бразильских производителей и экспортеров. Это факт неоспоримый, и основная задача, которую сейчас ставит правительство, это повышение конкурентоспособности экономики и внутреннего производства, стимулирование экспорта, стимулирование инновационного развития. Что-то получается, что-то не очень, но, тем не менее, сегодняшняя ситуация, сегодняшний кризис подтолкнул большинство стран Латинской Америки к пересмотру моделей развития именно в сторону повышения эффективности производства и инновационного развития. Другой вопрос, получится это или нет, это достаточно сложно. И то, это уже следующий разговор. Это можно смотреть, там, каналы передачи технологий, возможностей развития инновационного этих стран. Но, тем не менее, задачи такие». поделиться Могут ли в России начаться массовые протесты на фоне серьезных проблем в экономике — так же, как в Бразилии? Говорит профессор ВШЭ Юлий Нисневич.

Юлий Нисневич профессор ВШЭ

«Это история не столько о Бразилии, сколько вообще об истории, связанной с тем, может ли ухудшение экономической ситуации поднять напряжение в обществе. Конечно, может. Оно у нас и так, кстати, потихонечку поднимается, просто наша власть делает вид, что ничего не происходит, но на самом деле, уже даже по оценкам нашей социологии и то видно, что несколько тенденция полного ура-патриотизма и полного одобрямс потихонечку меняется. Потому что граждане всегда очень хорошо чувствуют, когда у них, извините, в кармане не хватает денег. Покупательная способность в России упала по всем опросам, и граждане это прекрасно понимают, так как понизились реальные доходы у граждан. Вот это граждане хорошо очень чувствуют. Но таких массовых выступлений в ближайшее время я пока не вижу». На минувшей неделе Дилма Руссефф заявила, что не отступит под нажимом своих политических оппонентов. «Совершенно очевидно стремление оппозиции нарушить нормальное функционирование государственных институтов», — заявила она, назвав происходящее в Бразилии «путчизмом в открытой форме».