Войти в почту

Последнее дело Басаева

Война против беззащитных и безоружных

Шамиль Басаев, 2005 год
Шамиль Басаев, 2005 год© Vladimir Svartsevich

С началом Второй чеченской кампании, вызванной вторжением летом 1999 года чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева в Дагестан, формирования террористов стали стремительно терять контроль над территорией Чечни и были вытеснены в труднодоступные горные районы республики. В этих условиях лидеры бандподполья решили перейти к тактике крупных диверсионных операций, которая принесла им успех во время Первой чеченской кампании. Главным идеологом подобных операций стал Шамиль Басаев. Диверсии осуществлялись как в виде террористических актов в крупных городах России, так и виде рейдов в соседние республики Северного Кавказа. В октябре 2002 года в Москве был совершен захват заложников в театральном центре на Дубровке, жертвами которого стали 129 человек. Все боевики были ликвидированы спецподразделениями. В июле 2003 года смертница совершила теракт в Москве на рок-фестивале «Крылья», в результате чего 16 человек погибли, а еще 57 получили ранения. В июне 2004 года боевики совершили рейд на Ингушетию, в результате которого 98 человек погибли и 104 получили ранения. В августе того же года в результате взрыва смертницами двух авиалайнеров погибли 89 человек. В результате захвата террористами школы в Беслане 1-3 сентября 2004 года погибли 334 человека, 186 из которых — дети.

Новая мишень

Басаев со своими подельниками, осуществляя теракты с большим числом человеческих жертв, пытался повторить успех Буденновска, и заставить федеральные власти начать переговоры с террористам. Но все его усилия были тщетными. Новый президент России Владимир Путин, в отличие от своего предшественника, проводил по отношению к террористам крайне жесткую линию, и все попытки заставить его изменить отношение к «чеченским повстанцам» потерпели неудачу. Более того, кровавые акции, организованные Басаевым, привели к тому, что террористы стали терять поддержку как среди жителей Северного Кавказа, так и на Западе. Особенно это стало заметно после чудовищной акции в Беслане. Несмотря на это, Басаев продолжал заниматься организацией масштабных диверсий. Осенью 2005 года новой целью террористов стал город Нальчик.

Боевики намеревались превратить Нальчик в свою крепость

Летом 2005 года террористы создали так называемый «Кавказский фронт» — структурное подразделение бандформирований, состоящее из групп, действующих вне Чечни. В «Кавказский фронт» влились и силы, подчинявшиеся лидеру ваххабитского подполья Кабардино-Балкарии Анзору Астемирову. Астемиров и Илесс Горчханов, близкий друг и связной Басаева, занялись непосредственной подготовкой атаки Нальчика. В атаке города должны были принять участие более 200 боевиков, разделенные на группы по 8-15 человек. Целями нападения должны были стать аэропорт города, военкомат, штаб погранотряда, здания УФСБ, ФСИН, ОМОН, полка ППС и других силовых подразделений, размещенных в городе. Боевики планировали закрепиться в захваченных зданиях и удерживать позиции в городе в течение длительного времени — вплоть до двух месяцев. Для проведения операции террористы были вооружены автоматами, снайперскими винтовками, гранатометами, самодельными взрывными устройствами. За два дня до нападения, 11 октября 2005 года, Астемиров и Горчханов провели встречу с Басаевым, получив от него последние инструкции.

Расчет на внезапность не оправдался

Террористы главную ставку делали на фактор внезапности, однако он был во многом утрачен накануне нападения, когда силовики атаковали базу боевиков в районе дачного поселка «Белая Речка» на окраине Нальчика. На базе в тот момент находилось не более десятка террористов, остальные выдвинулись на исходные позиции перед началом операции. Сама же операция против базы боевиков стала возможной после задержания одного из связных бандподполья, у которого при обыске изъяли флэш-карту с фотографиями городских отделов милиции, других силовых структур, а также схему аэропорта. Стало ясно, что террористы готовят крупную диверсию. В ходе дальнейшей работы с арестованным были получены сведения о месте базирования боевиков. Несмотря на происшедшее, Астемиров и Горчханов приняли решение не отменять нападение на город. Около 8:20 утра 13 октября 2005 года на улицах Нальчика появились группы боевиков на автомобилях, проникшие в город с двух направлений. В начале десятого утра началась атака террористов на намеченные ранее объекты. Согласно плану руководителей нападения, они должны были за короткое время захватить помещения силовых ведомств и превратить их в крепости, получив вдобавок к своему хранящееся там оружие.

Планы террористов рухнули из-за стойкости силовиков

Но все с самого начала пошло у боевиков не так. К десяти часам утра стало ясно, что силовикам, вступившим в бой, удалось удержать аэропорт и погранотряд, а также здание 1-го городского ОВД. В районе 2-го ОВД продолжался бой, а у здания УФСБ по Кабардино-Балкарии развернулось тяжелое кровопролитное сражение. В городе перестал работать транспорт, частично была нарушена мобильная связь. Информация о происходящем была отрывочной и противоречивой. Сотрудники силовых структур, первыми вступившие в бой с боевиками, выиграли время, необходимое для развертывания основных сил частей, расквартированных в городе. Уже к 10:30 федеральным силам удается провести частичную эвакуацию мирного населения и полностью блокировать въезды в Нальчик. К 13:30 стало очевидно, что силы штурмующих здание УФСБ подходят к концу. Уцелевшие боевики укрылись в находящемся в 40 метрах от здания УФСБ магазине «Сувениры», закрепившись там. Еще одной группе боевиков удалось частично занять здание 3-го городского ОВД, но и здесь их дальнейшее продвижение было остановлено.

Разгром

Около 17:00 становится ясно, что штурм здания УФСБ окончательно провалился. Теперь перестрелка идет у магазина «Сувениры». Еще две группы террористов блокированы в здания 3-го ОВД и республиканского управления ФСИН. После 22:00 с заблокированными боевиками начались переговоры о добровольной сдаче. К этому моменту несколько десятков их подельников сдались властям, а трупами убитых террористов были устелены центральные улицы Нальчика. Наступило утро 14 октября. Боевики, оборонявшиеся в здании 3-го ОВД, предприняли попытку прорыва, прикрываясь заложниками. Уйти им не дали — около 9 утра группа была уничтожена, заложники освобождены. Примерно в это же время были убиты те террористы, что оборонялись в магазине «Сувениры». Около 9:30 силовики заблокировали группу террористов, вырвавшуюся из Нальчика, в городе Чегем. В ходе боя пять боевиков были уничтожены, один попал в плен. К двум часам дня 14 октября был ликвидирован последний очаг сопротивления — спецназ уничтожил террористов, остававшихся в здании ФСИН.

Кровавые итоги

В боях за Нальчик силовики потеряли убитыми 35 человек, более 100 получили ранения. Жертвами террористов стали также 15 мирных жителей, десятки получили ранения. Согласно официальным данным, при отражении нападения на столицу Кабардино-Балкарии были уничтожены 95 боевиков, около 60 человек арестовано. Одному из лидеров нападавших Анзору Астемирову удалось скрыться, второй, Ильяс Горчханов, был убит. Идеолог атаки на Нальчик Шамиль Басаев поспешил объявить об успешной операции, уничтожении 140 федералов и ранении 160, захвате большого количества разнообразного вооружения, заявив при этом, что в Нальчике боевики потеряли 41 человека убитым. В бравурный отчет, однако, не поверили даже единомышленники Басаева по террористическому подполью. Эта неудачная операция серьезно подорвала его авторитет среди боевиков.

Каждому по заслугам

Атака на Нальчик 13 октября 2005 года стала последней крупной акцией террористов, к которой был причастен Шамиль Басаев. В ночь на 10 июля 2006 года он был ликвидирован в Ингушетии, в районе села Экажево, в результате спецоперации ФСБ. Охота на Анзора Астемирова продолжалась в течение пяти лет. Вечером 24 марте 2010 года в Нальчике его остановил патруль для проверки документов. Астемиров оказал вооруженное сопротивление и был застрелен. Судебное разбирательство по делу о нападении террористов на Нальчик длилось в течение 7 лет. 23 декабря 2014 года Верховный суд Кабардино-Балкарии приговорил Анзора Машукова, Мурата Бапинаева, Аслана Кучменова, Расула Кудаева и Эдуарда Миронова к пожизненному заключению. Еще 49 подсудимых были приговорены к различным срокам тюремного заключения, троих освободили в связи с отбытием срока наказания.