Войти в почту

Прелюдия к торгу

Александр Лукашенко 11 октября вновь актуализировал вопрос о размещении в Белоруссии российской авиабазы. В ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке номер 1 в Минске он выступил с рядом противоречивых заявлений, из которых следовало, что белорусский лидер не обсуждал эту тему со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Лукашенко предложил представителям европейских СМИ не пугаться и посетовал, что журналисты уделили этому вопросу слишком много внимания. Уже на следующий день пресс-секретарь российского президента мягко отметил, что главы государств «обсуждали различные аспекты». При этом он заметил, что сторонам предстоят переговоры по этой теме. «Лента.ру» задумалась, могла ли Минску понадобиться российская авиабаза. В информационное пространство постоянно попадают противоречивые заявления о размещении российской авиабазы в Белоруссии. Особую активность в этом вопросе проявляет в последнее время президент Белоруссии Александр Лукашенко. Он периодически открещивается от факта переговоров с российской стороной и настоятельно подчеркивает полное отсутствие необходимости размещать самолеты Воздушно-космических сил на территории его страны. При этом Минск дает понять, что готов обсуждать этот вопрос с Москвой, — как это случилось в ходе брифинга после голосования, когда Лукашенко под занавес отметил, что обсудит «с Владимиром Путиным эту проблему — если Россия видит чего-то, что мы не видим, она скажет». Впрочем, эпопея, связанная с созданием российской авиабазы, сопровождается скандалами с самого начала — то есть с апреля 2013 года. В публичном поле интенсивное обсуждение началось после того, как министр обороны России Сергей Шойгу заявил в присутствии Лукашенко, что к 2015 году в Белоруссии будет сформирована российская авиабаза. Спустя несколько дней белорусский лидер всячески отрицал такую возможность, говоря о необходимости поставок истребителей для ВВС его страны. Несмотря на громогласные заявления Батьки, в конце того же 2013 года на 61-ю истребительную авиабазу в Барановичах (Брестская область) прибыло звено из четырех российских истребителей Су-27. Они предназначались для ведения совместного дежурства с ВВС Белоруссии. После этого неоднократно звучали заявления руководства обеих стран, с российской стороны — о создании полноценной авиабазы, а с белорусской — противоречивые: то о желании увеличить российское присутствие, то лишь о необходимости поставок самолетов для ВВС Белоруссии. Последнее обострение ситуации произошло после распоряжения президента России Владимира Путина от 19 сентября 2015 года — подписать соглашение о создании российской авиабазы в Белоруссии. Последовала странная реакция Минска: 6 октября Александр Лукашенко заявил, что с ним никто никогда не обсуждал вопроса о создании российской авиабазы, и она ему не нужна, а нужны самолеты для ВВС Белоруссии. В итоге за рамками дискуссии так и остался главный вопрос: зачем российская авиабаза в Белоруссии и нужна ли она вообще. Созданием авиабазы в Белоруссии Россия преследует несколько целей. Основная — укрепление обороноспособности на западных границах, с прицелом на оборону Калининградской области, окруженной недружественными государствами блока НАТО: Польшей и Литвой. Актуальность этой проблемы заметно увеличилась после обострения отношений между Западом и Россией. Размещение некоторого количества сил НАТО в прибалтийских странах (в том числе истребителей и ударных беспилотников) и активное перевооружение и налаживание военных контактов между скандинавскими государствами требуют российского ответа. Одним из возможных путей и является создание в Белоруссии российской авиабазы, вооруженной современными истребителями Су-27СМ3. Данный самолет является модернизацией стандартного советского Су-27, приближающей его к наиболее современным российским серийным машинами данного класса — Су-35 или Су-30СМ. Кроме того, в отличие от базовой версии Су-27СМ3 имеет возможность применять широкую номенклатуру высокоточного оружия «воздух-поверхность». Помимо истребителей планировалось также разместить в Белоруссии самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО) А-50. Эта машина обеспечивает обнаружение истребителей противника на расстоянии до 300 километров, на модернизированной версии А-50У максимальная дальность обнаружения еще выше, однако она пока засекречена. Наличие самолета ДРЛО — очень важный фактор, позволяющий с высокой эффективностью обнаруживать силы противника (в том числе наземные и надводные) и наводить на них дружественные средства поражения. Возникает логичный вопрос: что же мешает обходиться авиацией ВКС РФ, размещенной на российских аэродромах в Псковской, Смоленской и Ленинградской областях? Естественно, авиация Западного военного округа (ЗВО) будет активно вовлечена в гипотетический конфликт. Более того — до Калининградской области от «собственных» авиабаз действительно лететь почти столько же, сколько от белорусского Бобруйска или Барановичей. Но если рассматривать сценарий регионального конфликта, то станет понятно, что основной целью авиабазы в Белоруссии станет борьба с ВВС Польши. Учитывая последние внешнеполитические события, активную милитаризацию и военную интеграцию скандинавских стран (несмотря на то что в НАТО входит только Норвегия), при возникновении большого конфликта основные силы ЗВО будут связаны боями с силами Финляндии, Норвегии, Дании и Швеции — а это около 250 истребителей разных типов: американских F-18 и F-16, шведских JAS-39 Gripen, скоро к ним присоединятся еще 52 заказанных ВВС Норвегии истребителей пятого поколения F-35 производства США. На этом фоне отвлечь большие силы ВКС РФ на борьбу с польскими ВВС, имеющими на вооружении 48 истребителей F-16 и 32 советских МиГ-29, будет непросто. Да и расстояние до Польши от Белоруссии заметно меньше: от самых близких аэродромов на территории РФ до той же Варшавы — минимум 750 километров, тогда как от тех же Барановичей — всего 350 километров, соответственно, подлетное время российских самолетов сократится в два раза. Учитывая возможности модернизированных тяжелых истребителей Су-27СМ3 и наличие восьми дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ПС в составе вооруженных сил Белоруссии, входящей в объединенную систему ПВО ОДКБ (четыре были поставлены в 2005-2006 году, еще четыре должны поступить на вооружение ВС Белоруссии до конца этого года), таких сил будет достаточно для ведения боев с польскими ВВС, а также для нанесения ударов по наземным силам противника, в том числе и на его территории. При этом, что важно, интересов Белоруссии наличие базы Воздушно-космических сил России не ущемляет вовсе. Во всяком случае — не так, как это пытается показать Лукашенко. Более того, изначально инициатива размещения российской авиации в Белоруссии во многом исходила от самого же Минска, у которого возникли проблемы с защитой своих западных границ от угроз с воздуха. Проблемы возникли вследствие естественного старения авиации, оставшейся в наследство от СССР, — истребителей Су-27 и МиГ-29. Если ремонт и модернизацию легких и более дешевых МиГ-29 Белоруссия потянула, то с Су-27 все несколько сложнее. В 2013 году было решено списать все 22 имеющиеся машины в связи с исчерпанием их ресурса, однако через год Лукашенко предложил отремонтировать и модернизировать часть самолетов. Возможно, 10-15 машин и удастся вернуть к жизни, но вряд ли надолго, так как ресурс планера самолетов все равно истекает. В итоге сначала белорусская сторона приглашала силы ВКС РФ к совместной защите воздушного пространства страны, но желание это постепенно перетекло в традиционное «дайте нам самолеты», поскольку средствами на закупку дорогих тяжелых истребителей республика не располагает. Россия обещала передать четыре дивизиона ЗРК С-300ПС уже к концу этого года. Возможно, ценой такого щедрого подарка и является размещение авиабазы на территории Белоруссии — по крайней мере, передача дорогостоящих истребителей на безвозмездной основе (как того хочет Лукашенко) вряд ли будет интересна Москве. Все это означает, что громкие заявления Батьки по поводу размещения авиабазы — всего лишь очередная прелюдия к торгу. Тем более что пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков в ходе брифинга 12 октября уже обозначил время и место гипотетических переговоров по этой теме: «Конструктивное обсуждение будет продолжено. Предстоят контакты президентов: они увидятся на саммите СНГ в Казахстане на этой неделе. И у них будет возможность все эти вопросы обсудить».

Российский авиационный комплекс радиолокационного дозора А-50, Барановичи, 2005 год
Российский авиационный комплекс радиолокационного дозора А-50, Барановичи, 2005 год© Виктор Толочко / ТАСС
Lenta.ru: главные новости