Войти в почту

Спорное решение

6 октября стало наконец известно о сути парижских соглашений между Европой, Россией и Украиной. Москва, как и обещала, «проговорила» вопрос о проведении выборов с руководством ДНР и ЛНР, после чего власти республик согласились перенести голосование (которое должно было начаться уже 18 октября) на февраль 2016 года. Добавив, что изначально предлагали такой вариант, который и «был учтен Нормандской четверкой». Смысл этого маневра был в том, что Киеву дается еще время для того, чтобы вернуться к выполнению дорожной карты Минских соглашений. Якобы за эти четыре с лишним месяца, по словам властей ДНР и ЛНР, «Украина будет обязана выполнить все взятые на себя по минским соглашениям обязательства: предоставить Донбассу особый статус, не допустить преследования и наказания лиц - участников событий на территории Донецкой и Луганской областей, а также переголосовать поправки в Конституцию в новой, согласованной с нами редакции». После чего в ДНР и ЛНР пройдут выборы по украинским законам и нормам, согласованным с властями республик -в полном соответствии с Минскими соглашениями. Решение на первый взгляд абсолютно логичное. Запад позиционировал проведение выборов на Донбассе по местному законодательству (напомним, что Верховная Рада отменила выборы в этих регионах из-за нестабильной ситуации) как нарушение основного принципа Минских соглашений, подразумевающего согласие всех сторон на сохранение Донбасса в украинской юрисдикции. Москва не сумела вразумительно противостоять этой критике. По идее нужно было позиционировать выборы как альтернативный Минску процесс, поскольку Украина своими решениями полностью заблокировала исполнение дорожной карты, а жить Донбассу как-то надо. Восстановлением республики все-таки должны заниматься легитимно избранные местные власти. Однако такое признание поставило бы под сомнение Минск-2, чего Россия всячески пытается избежать. Поэтому и было принято крайне сомнительное решение отвечать на критику Киева тем, что местные выборы на Донбассе не нарушают Минск-2, а являются односторонним исполнением его со стороны республик. Соответственно, принятое в Париже решение можно назвать компромиссом между Москвой и Западом, в рамках которого Петру Порошенко дадут еще один шанс вернуться в рамки Минских соглашений. Политическая часть которых крайне выгодна для России, и в случае ее исполнения Киевом модифицирует Украину в соответствии с российскими интересами (превратит ее в федеративное и нейтральное государство). Проблема в том, что Украина вряд ли их выполнит. Во-первых, потому, что этого не хочет сам Петр Порошенко. Украинский президент понимает, что мир на Донбассе будет означать конец его правления. Согласившись на российские условия, он полностью потеряет поддержку украинских радикалов, мыслящих в русофобских категориях, и не приобретет поддержки широких слоев населения, поскольку Минские соглашения не выведут Украину из экономического коллапса. Более того, исчезновение внешней угрозы лишит его возможности обвинять Путина и его козни во всех бедах украинской экономики, а также усилит разброд и шатание в украинских элитах. Во-вторых, даже если предположить, что Петр Порошенко проявит сознательность, решит действовать в соответствии с украинскими (не собственными) интересами и внесет в Раду предложения о принятии амнистии, особого статуса для Донбасса и новые конституционные поправки, Рада их отвергнет. Нынешний состав украинского парламента крайне радикализирован, любые намеки на исполнение Минских соглашений будут трактоваться как попытка национального предательства. Все прекрасно помнят какими скандалами и беспорядками закончилось первое чтение по внесенным Порошенко конституционным поправкам (которые были абсолютно выхолощенными). Нет никаких гарантий, что в случае голосования по новым поправкам, ведущим к реальной федерализации, дело ограничится лишь одной гранатой. В общем-то Киев уже продемонстрировал, что эти четыре с лишним месяца до даты новых выборов он будет заниматься чем угодно, но не выполнением Минских соглашений. И уже в своей реакции на заявления Донецка и Луганска Петр Порошенко дал понять, на каком основании он будет в дальнейшем срывать дорожную карту. По его словам, перенос выборов «открывает путь к возвращению Украины на Донбасс с помощью выборов по украинскому законодательству, на основе стандартов ОБСЕ и, конечно же, без оккупационных войск». То есть Киев будет требовать исполнения пункта 10 Минских соглашений, подразумевающего «вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ» и «разоружение всех незаконных групп». Да, в соглашении нет никакой привязки исполнения этого пункта к выборам, однако Украина его создаст, дав понять, что в условиях якобы нахождения на Донбассе оккупационных войск и «незаконных вооруженных формирований» свободное волеизъявление граждан попросту невозможно. А значит и проводить эти выборы снова будет нецелесообразно, и стороны фактически вернутся нынешней патовой ситуации.

Москва сыграла на руку Порошенко
© ТАСС