Войти в почту

Ни взлететь, ни упокоиться

Ситуация с «Трансаэро» начинает развиваться по самому плохому для авиакомпании сценарию Готовность акционеров продать «Аэрофлоту» 75% плюс одну акцию «Трансаэро» за один рубль, подкрепленная соответствующей офертой, на деле оказалась не более чем фарсом. Семья Александра Плешакова, де-факто контролирующая «Трансаэро», смогла консолидировать всего лишь около 60% акций, но продавать их «Аэрофлоту» особым желанием не горела. В своем официальном заявлении Плешаков хоть и подтверждал согласие на сделку с «Аэрофлотом», но заявлял, что не был ее инициатором, и акцент делал на другие варианты спасения — создание банковского синдиката или финансовую докапитализацию компании. Схожую позицию заняли и миноритарные акционеры: они рассчитывали обменять свои бумаги на акции новой компании, консолидированной с дочерними предприятиями «Аэрофлота». Наконец, против сделки с «Аэрофлотом» стали выступать банки — кредиторы «Трансаэро». Во-первых, потому, что Минфин отказался выделить госгарантии в размере 85 млрд рублей на реструктуризацию долгов компании, которые вроде как были обещаны на ранней стадии переговоров. А во-вторых, потому, что банкиры почувствовали себя выключенными из процесса принятия решений о дальнейшей судьбе их должника. В итоге «Аэрофлот» решил не только не продлевать срок оферты, но и вовсе отказался от затеи с приобретением «Трансаэро». Иными словами, игра в спасателей была окончена. В тот же день на совещании у премьер-министра России Дмитрия Медведева было принято консолидированное решение запустить процедуру банкротства авиакомпании. Первый, кто официально уведомил о намерении обратиться с соответствующим иском в суд, стал Альфа-банк, которому компания должна не менее 11,35 млн долларов. Вслед за ним это собираются сделать Сбербанк и ВТБ. В этой ситуации «Росавиация» решила запретить с 1 октября продавать билеты на рейсы «Трансаэро», хотя лицензию у нее отзывать не стала. Министр транспорта Максим Соколов уже заявил, что речь об этом пока не идет, а все пассажиры, купившие билеты на рейсы «Трансаэро», будут перевезены самой этой авиакомпанией, а в случае необходимости — «Аэрофлотом» и другими авиаперевозчиками. Такое на первый взгляд очевидное и вроде бы взвешенное решение должно было успокоить пассажиров, имеющих на руках билеты «Трансаэро». А это почти 450 тыс. человек. Но вместе с тем оно посеяло панику среди многочисленных контрагентов «Трансаэро», которые стали требовать стопроцентной предоплаты своих услуг, понимая, что накопленные долги им уже никто не вернет. Это вызвало массовые задержки рейсов компании сразу в целом ряде зарубежных аэропортов. Например, в Анталии из-за проблем с оплатой задержали сразу три рейса — в Москву, Омск и Екатеринбург. Аналогичная ситуация произошла в Лиссабоне. А аэропорт Одессы и вовсе прекратил обслуживание рейсов «Трансаэро» в связи с накопившейся кредиторской задолженностью. При этом в самой «Трансаэро», все еще находящейся под управлением команды менеджеров «Аэрофлота», говорят, что все текущие платежи осуществляются своевременно, не отрицая наличия неоплаченных долгов за предыдущие периоды. Самый главный вопрос в этой ситуации — будут ли банки реанимировать «Трансаэро» и как это сделать в отсутствие операционной выручки. Суммарные долги авиакомпании с учетом лизинговых платежей составляют до 260 млрд рублей, из которых 80 млрд — долги перед банками. Нет сомнений, что вернуть даже малую часть долгов будет очень трудно, если вообще возможно. Едва ли не все стоящие активы «Трансаэро» — это линейные станции технического обслуживания в Шенноне и Бангкоке, принадлежащие Transaero Engineering Ireland, а также в Барселоне и Пафосе. Если все они еще входят в периметр активов «Трансаэро», то при банкротстве за них можно будет выручить до 60 млн евро (4,4 млрд рублей). А вот остальные 250 с лишним миллиардов рублей долгов в результате банкротства банкам придется списать, что может создать вполне реальную угрозу устойчивости банковской системы. Так что самый разумный и, пожалуй, единственный вариант выхода из сложившейся ситуации не банкротство, а реструктуризация долгов и разработка четкого бизнес-плана, который позволит авиакомпании продолжить деятельность и со временем вернуть заметную часть задолженности. Но уже с новыми собственниками и новым менеджментом.

Ни взлететь, ни упокоиться
© РИА Новости